Подписка 1520 - PDF

Маршрут с переправой

Суббота, 24.06.2017 в 00:00
Маршрут с переправой
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал план обеспечения транспортной доступности Калининградской области. Он потребует согласованной транспортной политики железной дороги и морских перевозчиков до 2020 года.

Согласно принятому плану в сентябре 2017 года будет создана специальная проектная компания (SPV), которая построит три новых современных парома, они будут курсировать между Усть-Лугой и Балтийском (Калининградская область). ОАО «РЖД» в ней получит блок-пакет 25% плюс одну акцию.

SPV разработает финансовый план проекта, заключит долгосрочные контракты с основными грузоотправителями по принципу «бери или плати», определит размер ставки сквозного тарифа. На проектирование и строительство паромов планируется выделить 14,1 млрд руб. При этом 5,1 млрд руб. выделит федеральный центр, 9 млрд руб. будут получены за счет внебюджетных источников. К строительству первых двух кораблей планируется приступить в 2018 году, третьего – в 2019 году. Суда должны быть готовы в 2020 году. Паромы длиной примерно 200 м будут вмещать по 66 вагонов, предусмотрена и возможность приема автомобилей и порядка 150 пассажиров. Финансовой стороной вопроса займется Газпромбанк.

Сейчас на линии Усть-Луга – Балтийск работают два парома. Это «Амбал», принадлежащий компании «АнРусТранс», и «Балтийск», находящийся в собственности дочерней компании РЖД Black Sea Ferry (БФИ). Однако эти суда уже очень старые, построены в 80-х годах прошлого века.

Как сообщили «Гудку» в ОАО «РЖД», компания готова участвовать в специальной проектной компании и в разработке сквозного тарифа. Пресс-секретарь Калининградской железной дороги Александр Першин сообщил, что в структуре перевозок дороги (за пять месяцев 2017 года погрузка составила чуть менее миллиона тонн) паромные перевозки составили 7,75%, но суда ходят с высокой степенью загрузки.

Директор Корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный говорит, что три современных парома к 2020 году будет вполне достаточно для развития калининградского бизнеса.
«Это распоряжение – хорошая новость для жителей региона, оно позволит компенсировать определенную оторванность от остальной России, – говорит Владимир Зарудный. – Старые паромы не отвечают новым требованиям по скорости, удобству, используют много топлива, поэтому не очень экономичны. Новые полностью позволят обеспечить нас необходимым топливом».

Сейчас в сторону Балтийска по морю идет в основном топливо, химия, зерно, лес, а в обратную сторону консервы, шрот, рыбная мука и продовольствие.

Тем не менее в администрации уже есть проект постройки двух небольших контейнеровозов объемом 230 контейнеров, которые бы в режиме такси курсировали между Балтийском и Усть-Лугой, обеспечивая в том числе перевозки машиностроительной продукции. Это важно, потому что калининградский бизнес будет развиваться. Именно договоренность с основными калининградскими грузоотправителями – автоконцерном «Автотор» и агропромышленным холдингом «Содружество» – по объемам будущих перевозок позволила начать реализацию этого проекта.

Председатель совета директоров компании «АнРусТранс» Александр Анненков говорит, что в любом случае новые паромы строить необходимо, поскольку из-за сложной международной обстановки Литва в любой момент может ограничить провоз по железной дороге военных грузов для Балтийского флота и военной группировки.
«Конъюнктура перевозок по морю очень сильно зависит от различных факторов, в первую очередь от курса рубля (перевозки по литовским железным дорогам приходится оплачивать в евро) и тарифной политики наших соседей – белорусов и литовцев, – говорит Александр Анненков. – В прошлом году «Амбал» перевез около 500 тыс. тонн грузов, это хороший результат. То же самое можно сказать и по первому кварталу этого года. Но 2014–2015 годы были не очень хорошими. Загрузка во многом зависит и от сезона».

Как полагает Александр Анненков, необходимо разработать общую транспортную политику, которая бы снизила зависимость региона и российских грузоотправителей от иностранных тарифов, что создает определенную нестабильность. За транспортировку по морю нужно платить в рублях, и это более удобно и предсказуемо.

Тем временем литовские и белорусские железные дороги также борются за стабильные транзитные грузопотоки в Калининградскую область по железной дороге. Доля доходов от транзита в литовском ВВП самая высокая среди прибалтийских государств и составляет 15% именно за счет Калининграда. В 2016 году железнодорожный калининградский транзит вырос на 5%, и чтобы поддержать его, белорусы договорились с литовцами, что они не повысят тарифы и в 2017 году, говорит директор Дирекции по грузовым перевозкам АО «Литовские железные дороги» Статис Гудвалис. Литовцы дают скидку по 31 номенклатуре грузов в этом направлении.

Однако договоренности с бизнесом и разработка сквозного железнодорожно-морского тарифа будут означать уменьшение доли железнодорожного транзита за счет морского, поскольку только рост перевозок позволит окупить расходы на строительство трех паромов. Это в целом вписывается в политику руководства России о снижении транзита и перевалок через прибалтийские порты в пользу отечественных терминалов.
Документ | Власть

Автор: Сергей Плетнев

Новости

7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Маршрут»