Подписка 1520 - PDF

Забытая ссылка

Четверг, 25.05.2017 в 00:00
Забытая ссылка
Украина запретила транзит продовольственных грузов для Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) по своей территории.

Ограничения введены с 20 мая 2017 года по распоряжению республиканского Государственного комитета ветеринарной медицины (ГКВМ) Украины. В документе отмечается, что пропуск подконтрольных грузов, которые направляются в ПНР, возможен только после согласования с Национальным агентством по безопасности пищевых продуктов Республики Молдова. При этом ГКВМ ссылается на Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии стран СНГ, которое, кстати, действует с 1993 года, но о нем вспомнили только сейчас. Им, в частности, предусмотрено, что для международного транзита и импортных перевозок необходимо заранее оформлять разрешения в ветеринарных органах стран, которые задействованы в транспортировке подконтрольного груза, и согласовывать с ними маршрут следования. Кроме того, в украинском госкомитете уточнили, что действие соглашения СНГ не распространяется на ПМР и, чтобы его выполнить, принято дополнительное распоряжение.

Впрочем, и без ветеринарных запретов железнодорожная блокада по доставке импортных грузов на территорию ПМР действует с декабря 2015 года, когда Приднестровская железная дорога (ПЖД) была исключена из схемы доставки. В июле 2016 года в республике возник острый топливный дефицит из-за нехватки ГСМ. При этом импорт другой номенклатуры грузов был существенно затруднен из-за дополнительного таможенного оформления в органах Молдавии. В результате в первом полугодии 2016 года в ПЖД произошло снижение объема грузоперевозок на 31,2% – до 1 млн 140 тыс. тонн. Неоднократные предложения Министерства иностранных дел ПМР руководству ПАО «Укрзализныця» (УЗ), ГП «Железная дорога Молдовы», а также властям обеих республик провести переговоры и деблокирование ни к чему не привели.
«Последнее решение украинских властей для нас будет иметь тяжелые экономические последствия, если учитывать и введенные в отношении российских железнодорожных операторов санкции. Мы работали с АО «Федеральная грузовая компания», АО «Первая грузовая компания» и компанией «Промтрансинвест». С Украины возили в основном сахар, кукурузу и соль. Автотранспортом перевозились продукты питания и сезонные фрукты и овощи. Сейчас сложно прогнозировать ситуацию и просчитать убытки, но в совокупности номенклатура «запретных» грузов теперь явно увеличится и магистраль, конечно, не досчитается доходов», – полагает генеральный директор Приднестровской железной дороги Юрий Олейник.
«Мы пока не просчитывали объемы транзитных перевозок продовольствия в ПМР, чтобы оценить возможное снижение. Запретительные меры приняты буквально на днях. Но любые запреты на железной дороге приносят нам, безусловно, убытки. Кроме того, владельцам грузов потребуется дополнительное время на решение вопросов с ветеринарными службами, а перевозки нужно планировать заранее», – отметил генеральный директор ГП «Железная дорога Молдовы» Юрий Топалэ.

В ПАО «Укрзализныця» (УЗ) отказались комментировать последствия запрета. Но по официальной информации компании, в первом квартале 2017 года впервые наметился рост транзитных грузоперевозок на 20,4% – до 5,1 млн тонн (+0,9 млн). Падение наблюдалось с 2012 года. Теперь эти показатели слегка скорректируются.
«Доходы от транзита в УЗ составили в 2016 году 4% от продаж – 500 млн гривен ($18,9 млн). Доля на Приднестровье составляет около 1% ($189,7 тыс.). Понятно, что позитива в ограничении по транзиту операторы и перевозчики не испытывают, но и отрицательные последствия все же не столь значительны, так как транзитный трафик занимает не так много места», – уточнил руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

По оценке заведующей отделом экономики Института стран СНГ Азы Мигранян, ГКВМ однозначно принял политическое решение, которое может привести к катастрофическим последствиям и коснется всех трех республик.
«Для ПМР это очень сильный удар, и запрет Украины на транзит осложняет не только решение вопросов продовольственной безопасности, но и формирования внешнеторгового оборота, так как меняются балансы внутреннего потребления. Для Молдавии также могут возникнуть негативные последствия, поскольку новым президентом республики инициированы процессы по сближению со странами ЕАЭС. А в случае закрытия транспортных путей формирование новых стратегий по возобновлению торговых отношений и тем более их расширению существенно осложняется. И транспортная блокада ни в коем случае не играет на руку восточному направлению вектора интеграции. Кроме того, для украинских предпринимателей это потеря транзита и дополнительных возможностей участвовать в скрытой форме в товарных потоках тех областей, через которые проходили грузы. Поэтому с точки зрения экономики для всех участников рынка запрет является негативным фактором и не имеет под собой экономического обоснования», – считает Аза Мигранян.

Эксперт также отметила, что Украина, которая не ратифицировала Устав СНГ, умело использует документы Содружества, когда в этом есть необходимость. Отдельные нормативные акты СНГ зачастую умело использовались властями республики с разной периодичностью. И в данном случае ветеринарная безопасность – только повод удовлетворить собственные политические амбиции.
Реинтеграция | Запрет

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

4 ч
5 ч
5 ч
5 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»