Подписка 1520 - PDF

Бумажные расходы

Суббота, 20.05.2017 в 00:00
Бумажные расходы
Правление ПАО «Укрзализныця» (УЗ) одобрило проект консолидированной финансовой отчетности за 2016 год с убытками в 7,3 млрд гривен ($274,5 млн). Документ будет передан на рассмотрение правительства, которое в зависимости от результатов примет решение о кадровых перестановках в компании.

Независимый аудит провела международная компания Ernst & Young Audit (EY), которая выиграла тендер с ценой предложения 20,61 млн грн ($775 тыс.). По словам председателя правления УЗ Войцеха Балчуна, убыток предприятия является «бумажным» и обусловлен значительным ростом амортизационных отчислений – с 7 млрд грн($263,2 млн) в 2015 году до 18 млрд грн ($676,8 млн) в 2016-м из-за проведенной индексации стоимости основных средств, то есть не является реальным показателем потерь компании. И если в 2015 году аудиторы сомневались, что компания просуществует следующие 12 месяцев, то по результатам 2016 года сомнения исчезли.
«То есть мы имеем подтвержденный факт стабилизации компании. Специалисты EY акцентировали внимание на росте важнейших показателей деятельности компании и положительном отчете о движении денежных средств (cash-flow), который дает возможность уже с 2017 года осуществлять инвестиции в развитие предприятия», – говорит Войцех Балчун.

Также аудиторы отметили, что в сопоставимых условиях, если бы курс гривны был стабильным и амортизационные отчисления не возросли, финансовый результат 2016 года был бы лучше на 11 млрд грн ($413,6 млн), уточнил руководитель УЗ.

В то же время эксперты отмечают, что до обнародования всех результатов аудита нельзя объективно оценить реальное состояние дел в компании. Документ существует как проект, и УЗ обязана его опубликовать в интересах кредиторов. Но до рассмотрения в правительстве этого не произойдет. Тем не менее оптимизм Войцеха Балчуна отчасти оправдан.
«Амортизация действительно не характеризует операционную деятельность компании. Огромный размер отчислений по этой статье произошел из-за того, что в конце 2015 года была проведена переоценка активов УЗ. До этого момента компании как таковой не существовало, дорога была, по сути, подразделением министерства инфраструктуры. И финансовая отчетность подводилась по шести структурным филиалам магистрали. С созданием публичного акционерного общества с нуля была проведена полная переоценка активов. Их балансовая стоимость с учетом гиперинфляции выросла в разы. В 2014 году балансовая стоимость основных средств составляла 62 млрд грн ($2,3 млрд), а в 2015-м, после корпоратизации компании и переоценки, уже 259 млрд грн ($9,7 млрд). Денег у компании от этого не прибавилось и не убавилось», – отметил руководитель аналитического отдела Инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

Как отметил эксперт, наиболее важный показатель для компании – это прибыль до амортизации, так называемый EBITDA (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization), равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации. Но эти данные УЗ пока не озвучивает, хотя в 2015 году EBITDA составлял 17,7 млрд грн ($665,5 млн), а только в первом полугодии 2016-го – уже 10 млрд грн ($376 млн). Во втором, очевидно, будет еще больше, так как с 1 мая 2016 года УЗ повысила тарифы на 15%. И в целом по году EBITDA будет выше, чем в 2015-м.
«В целом финансовая отчетность компании искажена из-за неправильной тарифной политики. Компания, возможно, и находится в плюсе, но здесь нужно понимать, что УЗ не контролирует полностью свою доходную часть. Тарифы на грузовые и пассажирские перевозки устанавливает правительство, и по «пассажирке» они ниже себестоимости. В пригороде тариф покрывает до 15% расходов, а в сегменте дальних перевозок – только треть и без всяких компенсационных механизмов, как это принято, к примеру, в России. Также правительство вынуждает УЗ дотировать отдельные отрасли экономики, используя коррупционную систему грузовых тарифов. В год частные металлургические компании получают за счет заниженного тарифа на перевозку своего сырья порядка 30 млрд грн ($1,1 млрд)», – говорит советник министра инфраструктуры Украины Александр Кава.

Отсутствие компенсационных механизмов сказывается на возможности дороги ремонтировать путь, подвижной состав или закупать новый. В частности, на эти деньги металлургов можно купить 36 тыс. грузовых вагонов, 1 тыс. пассажирских или 200 электровозов, которые необходимы дороге, уточнил эксперт.

Тотальная зависимость компании от властей и финансовая несвобода ставят под сомнение вероятность притока инвестиций, на который рассчитывает руководитель УЗ.
«У компании есть еврооблигации на $500 млн, которые торгуются, и это единственная возможность для инвесторов здесь как-то поучаствовать. Инвесторы готовы сотрудничать на вполне понятных условиях (к примеру, если УЗ продаст часть своих акций), но пока о таких планах речи нет. Единственное, что можно сделать, – дать деньги в долг. Но, на мой взгляд, этого делать не стоит, потому что у компании очень изношенная инфраструктура и она не зарабатывает необходимых средств на покупку тягового и подвижного состава. Поэтому есть риск, что даже при незначительном кризисе финансовые показатели УЗ упадут и она не сможет адекватно обслуживать долг, как бывало уже не раз. Притом что на бумаге финансовая ситуация была хорошая», – считает Александр Паращий.

Торопливость заявлений г-на Балчуна о благополучии бизнеса до объявления официальных результатов в какой-то мере связана с окончанием контракта в мае 2017 года. И министр инфраструктуры Владимир Омелян уже сообщил о том, что будет голосовать за отставку действующего председателя правления, представив на замену три кандидатуры. «С приходом Балчуна на должность главы правления УЗ в период с мая 2016-го по январь 2017 года ущерб экономике Украины от неудовлетворительной работы компании составил до 50 млрд грн», – сказал он. Однако премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что правительство даст оценку деятельности менеджмента УЗ после проведения аудита. Но, как резюмировал Александр Кава, судьба нынешнего руководства УЗ будет зависеть не столько от результатов финансовой деятельности, сколько от ситуации с украинским правительством. После майских праздников также ожидается публичный отчет правительства перед парламентом, который даст оценку кабинету министров. И при разделе сфер влияния УЗ на этих торгах всегда является крупным лотом.
Документ | Финансы

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

6 ч
6 ч
6 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Администрация»