Подписка 1520 - PDF

Морской воздух не помог

Пятница, 21.04.2017 в 00:00
Морской воздух не помог
Эстонская государственная компания Elron вынуждена в срочном порядке «переобуть» весь подвижной состав. Из-за высокой степени износа замене подлежат 328 колесных пар на поездах швейцарской Stadler, которые используются в пригородных пассажирских перевозках.

О возникших проблемах с поездами общественности стало известно из сообщения Elron, когда компания опубликовала финансовые результаты 2016 года. По официальной версии, преждевременный износ колесных пар произошел из-за погодных условий. «В ходе эксплуатации поездов в течение трех лет выяснилось, что изготовленные в Европе из стали R8 колеса для климата Эстонии не подходят, поскольку в условиях холода и сырости у них происходит термическая закалка поверхности качения, в результате возникают окалина и трещины, срок жизни колесной пары сокращается наполовину», – констатируют в Elron.

По словам руководителя по маркетингу и коммуникациям компании Мерле Райе, заранее спрогнозировать такое развитие ситуации было невозможно, так как на поведение стали повлияли сразу несколько факторов: геометрия железнодорожного полотна, состав стали рельсов и погодные условия, а также сверхплановый пробег поездов. «На момент покупки поездов их годовой пробег планировался в пределах 120 тыс. км в год, однако на сегодняшний день годовой пробег дизельного поезда из четырех вагонов достиг уже 180 тыс. км», – подчеркнула она.

По словам представителя компании, из 356 колесных пар 28 уже прошли обработку на колесофрезерных станках. На это была выделена 251 тыс. евро. В текущем году планируется обновить еще 30. В первую очередь ремонту подлежат колесные пары с предельным износом. Таким образом, безопасности пассажиров ничего не угрожает.

Напомним, правительство Эстонии одобрило покупку 40 поездов на дизельной и электрической тяге швейцарского предприятия Stadler Rail Group в 2010 году. Большая часть средств – 192,3 млн евро поступила из фондов Европейского союза и за счет 20-летнего целевого кредита. Первые поезда начали курсировать в 2013 году и сразу же вызвали недовольство пассажиров из-за различных технических неполадок, вплоть до возгорания аккумулятора, расположенного под крышей поезда, из-за чего было полностью парализовано движение. Также были обнаружены конструкторские дефекты в преобразователях тока и в воздухозаборниках дизельного мотора. Elron, чтобы успокоить население, сообщила, что швейцарский подвижной состав прошел все необходимые испытания. Тесты на износостойкость деталей проводили в лабораториях Европейского союза, и до ввода в эксплуатацию поезда прошли плановые испытания в Эстонии. Таким образом, уровень надежности поездов Stadler соответствует высоким стандартам.

По мнению председателя профсоюза железнодорожников Эстонии Олега Чубарова, проблемы с подвижным составом у Elron не стали неожиданностью, так как системный сбой наблюдался с 2013 года, но после публикации отчета стал понятен масштаб бедствия. Прежние неполадки Stadler исправлял самостоятельно и на свои средства, однако к настоящему моменту гарантийный срок, который швейцарская фирма дала эстонским поездам, уже истек.

И, по расчетам аналитиков, на замену оставшихся колесных пар требуется порядка 3,1 млн евро.
«Мы не один раз на уровне минэкономики и коммуникаций говорили о том, что затраты Elron на ремонт запчастей и покупку очень большие, что подтверждают данные финансового отчета. У компании сейчас 18 электро- и 20 дизель-поездов. Так как предприятие дотируется, проблемы будут расти. Государство не выделяет необходимых средств на железнодорожный транспорт, и в ближайшие два года ситуация не поменяется. А тянуть с заменой колесных пар, конечно, нельзя, так как на первый план выходит вопрос безопасности пассажирских перевозок», – говорит профсоюзный лидер.

В профсоюзе надеются, что Elron не будет выпускать на пути неисправные составы. Однако в этом случае не исключено сокращение пригородного сообщения.

В компании Stadler комментарии получить не удалось. Но российские эксперты считают, что стремительный износ колесных пар из-за погодных условий является надуманной причиной. И при покупке швейцарского подвижного состава нужно было учитывать, что поезда будут эксплуатироваться на «колее 1520». Поэтому производителя нужно было выбирать более тщательно, хотя в данном случае решение принималось скорее по политическим соображениям, а не экономическим.
«На износ колеса могут повлиять профиль пути, твердость рельса, кривые участки пути, скоростной режим движения состава и ряд других технических факторов, но никак не погодные условия. От них скорее зависят подшипники, которые работают с использованием смазки и есть ограничения по температуре. Поэтому странно, что у эстонцев пока из-за климата с ними такой проблемы нет, а с колесами есть», – говорит старший научный сотрудник лаборатории «Колесные пары и буксовый узел» Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта Анна Фофанова.

Кроме того, в России, прежде чем поезд выпустить на линию и посадить в него пассажиров, состав, в том числе зарубежного производства, проходит полигонные и эксплуатационные испытания. И Эстония могла воспользоваться российским опытом. «В то же время Elron наверняка получила рекомендации, по каким техническим нормативам должен эксплуатироваться подвижной состав. Их нужно обязательно соблюдать. Также нужно заключать договор на техническое сопровождение эксплуатации поездов, чтобы избежать подобных проблем», – отметила Анна Фофанова.
Прецедент | Комплектующие

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

23 м
10 ч
10 ч
11 ч
11 ч
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»