Подписка 1520 - PDF

Недовольным объявят локаут

Понедельник, 10.04.2017 в 00:00
Федерация профсоюзов железнодорожников Литвы (ФПЖЛ) готовится к трудным переговорам с руководством АО «Литовские железные дороги» (ЛЖД) о гарантиях для работников.

Документ подготовлен сеймом республики и должен вступить в силу с 1 июля 2017 года. Обсуждение трудовой реформы в стране длится с середины 2016 года, но диалог работодателей и профсоюзов уже можно считать провальным.

Как говорит председатель ФПЖЛ Вилюс Лигейка, новый ТК – это большой вызов для профсоюзов, так как он дает практически неограниченные права работодателям. Переговорный процесс ничего не дал, и, как объяснили в правительстве, кодекс будет принят без каких-либо поправок, на которых настаивают профсоюзы, но затем его, возможно, будут корректировать.

В новом документе остаются пункты, которые значительно ущемляют права работников. В частности, возможность уволить его без объяснения причин за три дня с формулировкой «по воле работодателя». Также изменились условия проведения забастовок, ее могут объявить не менее 25% членов профсоюза предприятия. Но работодатель может воспользоваться правом локаута и применить коллективное увольнение, чтобы заменить бастующих другими работниками.
«Кроме того, по новому кодексу профсоюз будет представлять интересы только своих членов, а не весь трудовой коллектив. У нас в ЛЖД пять профсоюзов, поэтому необходимо будет заключать столько же коллективных договоров, которые распространяются не на всех сотрудников. Мы опасаемся текучки кадров, так как в Литве очень большая миграция за границу. На дороге и без того нехватка квалифицированных специалистов – инженеров, мастеров, бригадиров пути, а ухудшение социальных прав и гарантий может спровоцировать еще больший отток. В компании полностью поменялось руководство, которое уже сообщило о планах сократить до 400 человек при общей численности 9,5 тыс. Так что цифра значительная, и мы уверены, что менеджмент ЛЖД этим не ограничится», – говорит Вилюс Лигейка.

С принятием нового ТК профсоюзу придется менять коллективный договор (КД), который в железнодорожной компании долгие годы по взаимному согласию сторон лонгировали. И за счет КД профсоюзы компенсировали лаконичное республиканское законодательство в части трудовых гарантий и льгот с акцентом на отраслевые нормативы. Но сейчас в ФПЖЛ уверены, что диалог будет трудным. «Новое руководство компании нам сразу сообщило, что будет отменена выплата за выслугу лет. Мы предупредили, что можем организовать забастовку. Но теперь по ТК они и за это могут уволить, а не только избавиться от ветеранов, а взамен набрать молодежь. Единственная надежда, что мы хоть отчасти сможем отстоять отдельные гарантии и льготы в новом коллективном договоре», – пояснил профсоюзный лидер.

При этом руководство ЛЖД отказалось объяснить свою позицию и комментарии не представило.

По оценке Международной конфедерации профессиональных союзов железнодорожников и транспортных строителей (МКПЖ), Трудовой кодекс Литвы – один их самых реакционных на постсоветском пространстве. «Документ был разработан без участия социальных партнеров, то есть профсоюзов. В нем снимаются многие гарантии, которые были раньше. К примеру, легализуются трудовые договоры с нулевым рабочим временем, то есть работника будут привлекать, только когда работа есть. Также отменяются доплаты за вредные условия труда, предусмотрено увеличение допустимого количества сверхурочных часов, что актуально для ряда железнодорожных профессий. Отпуск будет исчисляться не в календарных, а в рабочих днях, соответственно его продолжительность уменьшится до 20 дней», – уточнил генеральный секретарь МКПЖ Геннадий Косолапов.

То есть все эти серьезные вопросы профсоюзу предстоит отстаивать в переговорах с работодателем. Правительство большинства стран устанавливает достаточно высокий уровень государственных гарантий, но не в случае Литвы, которая эту планку существенно снижает.
Власть | Нормотворчество

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

1 д
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости