Подписка 1520 - PDF

Чужой дефицит

Понедельник, 06.03.2017 в 00:00
Чужой дефицит
Металлургический комбинат АО «АрселорМиттал Темиртау» (АМТ) направил жалобу в Министерство инвестиций и развития Казахстана, АО «НК «Казахстан темир жолы», АО «КТЖ – Грузовые перевозки» и АО KTZE Operator в связи с дефицитом вагонного парка и, как следствие, невывозом продукции.

В обращении грузоотправитель выступил с инициативой по оптимизации перевозочного процесса и совершенствованию погрузочно-разгрузочных операций при перевозках грузов в полувагонах.

Напомним, с середины 2016 года многие промышленные предприятия жаловались на дефицит грузовых вагонов. Нехватку парка, как рассказали в АМТ, частично удавалось перекрывать за счет парка российских федеральных и региональных логистических компаний – собственников подвижного состава, с которыми АМТ работало на договорной основе.
«Ранее проблем с вагонами не было – мы использовали в основном российские полувагоны, которые после выгрузки в Казахстане или Центральной Азии должны были вернуться обратно в Россию. Это было экономически выгодно и позволяло нашей компании более рационально использовать данный парк под погрузку готовой продукции направлением в РФ, Беларусь, Украину и на экспорт через порты России», – отметил начальник отдела внешней логистики АМТ Сергей Долженко.

Ситуация начала ухудшаться в связи со списанием устаревшего парка в России, это отразилось на маршрутах использования парка и деятельности предприятий, использующих железнодорожные перевозки на «пространстве 1520». Так, по словам представителя АМТ, если раньше в Казахстан ежемесячно из российского парка заходило около 12–15 тыс. полувагонов, то сейчас всего 3–4 тыс. единиц. Покрытие дефицита и привлечение казахстанских вагонов АО KTZE Operator для нужд экспорта на дальнем плече создало дефицит уже внутри Казахстана при общем парке отечественных полувагонов в количестве 30 тыс. единиц.

Начавшийся в III квартале 2016 года дефицит усугубился и за счет значительного сезонного увеличения объемов отгрузки угля как на коммунальные нужды внутри республики, так и на экспортные направления. Имеющегося парка отечественных полувагонов для промышленных предприятий не хватает. По итогам IV квартала 2016 года только из-за отсутствия полувагонов меткомбинат недополучил 150 тыс. тонн сырья, причем с собственных рудников ТОО «Оркен».

По итогам обращения компании удалось заключить меморандум с АО KTZE Operator, предполагающий в дальнейшем подписание долгосрочного сервисного договора.
«Обсуждение вопроса по обеспечению полувагонами при участии Министерства инвестиций и развития РК велось на протяжении полутора месяцев, – отметил источник в KTZE Operator. – Теперь наши полувагоны получат грузовую базу, а АМТ – услугу по перевозке по приемлемым ценам. Меткомбинат стал первым грузоотправителем, с которым мы будем работать по долгосрочному контракту, ряд компаний уже изъявил желание последовать их примеру».

Заместитель генерального директора АМТ Винита Мохан подчеркнул, что компания в будущем будет делать ставку не на российский парк подвижного состава, а на казахстанский и работать посредством заключения долгосрочных отношений.
«В этом случае наша компания со своей стороны гарантирует обеспечение объемов и отгрузки, а национальный оператор вагонов со своей стороны фиксирует парк, видит перспективу, знает ценовые условия, может планировать свою работу и делать инвестиции в свою внутреннюю инфраструктуру. Срок действия долгосрочного сервисного договора составляет один год. В нем обозначены все объемы, направления и ответственность (штрафные санкции) обеих сторон в случае невыполнения пунктов соглашения. О значительных улучшениях пока говорить рано, но определенные улучшения мы уже видим. Думаем, что на стабилизацию ситуации потребуется около месяца».

Генеральный директор Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана Илья Сегал отметил, что вопрос обсуждается на всех площадках, однако ситуация с дефицитом повторяется из года в год.
«В этот раз к сезонному дефициту прибавилась нехватка российских вагонов. Проблему надо решать, и для этого есть все инструменты. Зимой не хватает универсального парка в первую очередь под низкодоходный уголь, потому что потребители, к примеру электростанции, не хотят «готовить сани летом». Хотя у них есть склады, на которых можно запасти определенное количество угля к зиме, и можно распределить грузоперевозки в течение всего года. Из-за такой политики есть проблемы с поставками угля в зимний период, что может повлечь перебои электроэнергии и отразиться на обывателях. Такого быть не должно», – подчеркнул эксперт.

По его мнению, для решения этого вопроса целесообразно было бы существенно (возможно, вдвое) понизить тариф на грузоперевозку в летний период, а в зимний – повысить втрое. Это должно простимулировать грузовладельцев распределять перевозки в течение года.
Парк | Управление

Автор: Константин Мозговой

Новости

8 ч
9 ч
9 ч
9 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»