Подписка 1520 - PDF

Хлопоты субсидирования

Понедельник, 20.02.2017 в 00:00
Хлопоты субсидирования
Компания Estonian Railway Servicec (ERS) пытается через суд отменить действующие железнодорожные тарифы.

Жалоба подана в Таллинский административный суд на департамент технического надзора Эстонии, который регулирует тарифную политику в республике.

Интересы ERS в суде представляет Бюро присяжных адвокатов «Кобальт». По словам адвоката бюро Анники Яансон, основная претензия железнодорожного оператора заключается в том, что из-за действующих тарифов за пользование инфраструктурой компания несет убытки и, кроме того, ей приходится частично компенсировать расходы на пассажирские перевозки. «Это лишает грузоперевозчиков конкурентоспособности, по этой причине объемы существенно упали», – отметила она.

Кроме того, компания заранее предвидит трудности с новой методикой расчета тарифов. Она начнет действовать с 11 декабря 2017 года. «Проблема в том, что пропадут предельные ставки, и невозможно понять, когда и по каким критериям рассчитываются платежи», – сказала Анника Яансон.

Напомним, новую методику, по которой меняется порог льготной ставки за пользование инфраструктурой, министерство экономики и коммуникаций Эстонии утвердило в августе 2016 года. На тот момент республиканская Ассоциация логистики и транзита (АЛТ) обратилась к канцлеру юстиции Юлле Мадизе с предложением проверить документ на соответствие конституции Эстонии, закону о железной дороге и праву Европейского союза. По оценке членов ассоциации, в методике есть ряд противоречий. По действующим правилам формула более льготной ставки платы применяется к транспортным грузовым предприятиям, если доля пассажирских перевозок превышает 75% их общего километража. Новый документ поднимает эту планку до 90%. В АЛТ считают, что «правила игры» поменяли потому, что доля пассажирских перевозок неуклонно растет и в 2017 году может реально превысить 75%, что в прежнем варианте дало бы им право на льготную ставку платы.

И сейчас АЛТ также настаивает на уменьшении тарифов за пользование инфраструктурой и перевозку. Вопрос обсуждался на днях в экономической и финансовой комиссии парламента с участием бизнеса, но конкретных решений принято не было.

В то же время глава отдела транспортного обслуживания департамента технадзора Хейго Сааре отметил, что тарифы не менялись в течение нескольких лет, поэтому непонятно, почему ERS именно сейчас подала жалобу. Что касается методики, отметил специалист, то она рекомендована Евросоюзом и соответствует новой железнодорожной евродирективе.

По словам начальника отдела железнодорожного транспорта логистической компании CF&S Ильи Полякова, объемы перевозок в Эстонии действительно падают примерно на 20–30% ежегодно и тарифы дорогие. CF&S специализируется на контейнерных перевозках и негабаритных грузах и работает напрямую с государственной компаний EVR Cargo. «Мы каждый год подписываем новый договор, поэтому заранее можно считать свои расходы и спокойно планировать работу. Последние лет пять повышение тарифов было максимум на 3–4%, а в этом году они оставили тарифы прошлого года, но убрали минимальное расстояние перевозки и повысили минимальную загрузку вагона с 25 до 35 тонн. Сейчас железная дорога настроена на поиск массовых грузов, поэтому тарифная политика поменялась. Чем больше грузишь, тем дешевле выходит. В прошлом году у ERS было всего около миллиона тонн, так как им неинтересен клиент, который осуществляет одиночные отправки, и на негабаритный груз они абсолютно не могут дать тариф. Поэтому нам интереснее работать с EVR Cargo», – уточнил он.

Хотя, как отмечает председатель профсоюза железнодорожников Эстонии Олег Чубаров, ERS в своих претензиях не одинока. Такую позицию в отношении тарифов разделяют в основном все компании, которые присутствуют на рынке, за исключением государственных, которые не станут возражать из соображений лояльности. «С 2007 года, когда произошел обвал транзита, конкурентоспособность железнодорожных перевозчиков падает, так как сегодня перевозимый груз не покрывает расходов на инфраструктуру. Они проигрывают не только автомобильному транспорту, который не платит за пользование инфраструктурой, но и соседним Литве и Латвии, где перевозки примерно на 15% дешевле, чем у нас», – считает он.

Так, по данным департамента статистики, грузооборот портов и железной дороги в Эстонии в 2016 году упал до минимума за последние 20 лет. Через эстонские порты было перевалено 33,5 млн тонн груза, а объём грузоперевозок железнодорожным транспортом составил 25,4 млн тонн. По сравнению с 2015 годом грузооборот портов сократился на 4%, а железной дороги – примерно на 10%.

По прогнозу Олега Чубарова, жалоба вряд ли будет рассмотрена в пользу ERS, так как государство не сможет компенсировать убытки компаниям. Скорее всего, суд сделает акцент на том, что раз компания согласилась возить, значит, ее устроили тарифы. Кроме того, рекомендованную Евросоюзом методику расчета тарифов практически невозможно отменить, и нужно дотировать перевозку пассажиров, но денег в бюджете на это нет, поэтому основная нагрузка ляжет на грузоперевозчиков, резюмировал эксперт.
Тяжба | Перевозки

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

9 ч
10 ч
10 ч
10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»