Подписка 1520 - PDF

Протестируют традицию

Воскресенье, 05.02.2017 в 00:00
Протестируют традицию
Президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров на пресс-конференции в конце января сообщил журналистам, что отдал распоряжение рассмотреть целесообразность использования швейцарского франка в качестве валюты для расчетов по транзитным перевозкам.

«Транзит у нас рассчитывается в швейцарских франках, и исторически швейцарский франк был валютой для международных расчетов, – напомнил Олег Белозеров. – Сейчас ситуация изменилась, в Швейцарии были приняты свои решения. Поэтому нужно посмотреть, может быть, нам валюту нужно поменять на какую-то другую».

При этом Олег Белозеров сообщил, что это решение нужно принимать через международные организации.

В Департаменте корпоративных финансов ОАО «РЖД» «Гудку» подтвердили, что начали соответствующее исследование.

Швейцарский франк является валютой международного транзитного тарифа в Европе с 1977 года. СССР к этой системе подключился в 1991 году (раньше для транзита по Транссибу для расчета применялся переводной рубль), но фактически франк начал использоваться Россией уже в 1992 году, и это было удобно при расчетах с новыми государствами СНГ и затем на «пространстве 1520».

Однако и в Европе с 1977 года ситуация существенно изменилась: появился Евросоюз, единой валютой которого стал евро, а под железнодорожными транзитными маршрутами стали понимать в основном перевозки из государств АТР. Возникла ситуация, при которой товар в Китае покупается за юани, продается в ЕС за евро, но оплата рассчитывается по валюте третьей страны с относительно небольшой экономикой.

В то же время швейцарский франк считается одной из самых надежных валют в мире благодаря самой мощной банковской системе. Именно поэтому его курс постоянно растет, подавляя национальный экспорт, что создает проблемы швейцарскому Центробанку. В 2011 году он установил коридор привязки к евро. Курс не должен был превышать 1,2 франка за евро, однако в начале 2015 года ЦБ без предварительных объявлений отпустил курс, и швейцарский франк за короткое время вырос на 30%.

То есть теперь швейцарские власти отпустили свою валюту в свободное плавание и не гарантируют стабильность курса. Это и создает дополнительные риски для расчета транзитных платежей, поскольку все финансовые параметры транзита заключаются международным договором как минимум на год и изменить их практически невозможно. Поэтому сейчас набирают популярность расчеты в долларах. Эта валюта более адекватно отражает состояние и колебания мировой экономики. Возможно и использование евро, плюсом которого может быть непосредственное участие в финансовых операциях по транзиту из АТР в Европу и, соответственно, возможность заключать долгосрочные контракты на покупку товаров между покупателем и производителем с минимальным риском валютных колебаний.

Тем не менее, как говорят в Департаменте корпоративных финансов ОАО «РЖД», вопрос замены валюты расчета довольно сложный. Необходимо рассчитать и обосновать перед международными железнодорожными организациями (МСЖД и ОСЖД) конкретные выгоды отказа от швейцарского франка и принять по этому поводу единогласное решение. Пока работа над этим только начинается.

Председатель комитета Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) Виктор Жуков также замечает, что осуществить процедуру перехода на другую валюту организационно будет крайне трудно.
«Инициатор, в данном случае Россия, должен обратиться в комиссию ОСЖД по финансам, и если она дает согласие, то вопрос выносится на сессию министров транспорта, которая должна принять единогласное решение, – поясняет Виктор Жуков. – По финансовым вопросам у нас в уставе предусмотрено строгое единогласие. Поэтому нужно представить очень конкретные расчеты по поводу того, что все теряют, и весомые аргументы, доказывающие, что все члены ОСЖД приобретут в результате перехода на новую валюту расчета».

После этого необходимо будет вносить изменения в документы по Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое предполагает расчеты в швейцарских франках.

Как полагает аналитик УК «Альфа Капитал» Андрей Шенк, если исходить из практической логики, то смысл подобной замены действительно есть.
«Всегда выгоднее использовать ту валюту, в которой ты ведешь бизнес, – замечает Андрей Шенк. – Вводить дополнительную конвертацию не очень удобно, а хеджирование (страхование от курсовых изменений валюты. – Ред.) всегда стоит определенных денег. Если раньше швейцарский франк имел привязку к евро, который используется для покупки товаров, то теперь возможны значительно более широкие курсовые колебания относительно этой валюты. И, соответственно, может быть выше размер платежей за хеджирование».

При этом нужно учесть, что если какая-то компания-экспортер использует транзит, то ей для стабильности нужно иметь определенный запас швейцарской валюты. Ее колебания могут стать дополнительным фактором риска для финансовой модели такой структуры.
Финансы | Поручение

Автор: Сергей Плетнёв

Новости

16 м
1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Финансы»

Суббота, 06.10.2018 в 03:53