Подписка 1520 - PDF

Отстали от соседей

Вторник, 24.01.2017 в 00:00
Отстали от соседей
Консалтинговая компания SBS Central Asia обнародовала исследование деятельности железнодорожного госпредприятия Киргизии ГП «НК «Кыргыз темир жолу». Оценки эффективности работы железнодорожной отрасли оказались весьма низкими, особенно по сравнению с коллегами по «пространству 1520».

В частности, заместитель директора консалтинговой компании SBS Central Asia Марат Мусуралиев отметил, что по производительности труда в грузовых перевозках КТЖ работает в 12 раз хуже, чем АО «НК «Казахстан темир жолы», и в 15 раз хуже, чем ОАО «РЖД».
«По эффективности работы грузовых железнодорожных вагонов предприятие работает в 3 раза хуже, чем Россия, в 2 раза хуже, чем Казахстан, и в 1,7 раза хуже, чем Узбекистан (исследование SBS Central Asia проводила исключительно по Киргизии, цифры по другим странам взяты из открыттых источников. – Ред.). Эффективность использования локомотивов в 6, 5 и 4 раза хуже, чем у РЖД, «Казахстан темир жолы» и «Узбекистон темир йуллари» соответственно. Интенсивность грузооборота в 11 раз ниже, чем в РФ, в 6 раз ниже, чем в Казахстане, и в 2,2 раза ниже показателей Узбекистана», – подчеркнул эксперт.

А наиболее плачевная ситуация, по его словам, наблюдается в пассажирском комплексе – эффективность работы пассажирских железнодорожных вагонов в Киргизии ниже, чем у российских, казахстанских и узбекистанских коллег, в 50, 60 и 40 раз соответственно. При этом, уточнил аналитик, КТЖ максимально усложняет доступ к внутренней информации.
«Железнодорожные компании Узбекистана и Китая открыто публикуют информацию о своих показателях работы, а железнодорожные компании Казахстана, России и других стран и вовсе раскрывают свои финансовые отчёты вместе с заключениями внешних аудиторских компаний. В нашем случае ситуация обратная – железнодорожники такую информацию считают секретной. И это относится не только к финансовой отчетности КТЖ, но и к задолженности компании перед госбюджетом – железная дорога не платит в казну причитающиеся 50% от прибыли», – подчеркнул Марат Мусуралиев.

Пресс-служба КТЖ оперативно отреагировала на этот выпад.
«Согласно постановлению Правительства КР № 99, «Кыргыз темир жолу» входит в список «Б» стратегических объектов республики. Помимо обеспечения высокого уровня безопасности наших объектов, КТЖ не имеет права предоставлять определённые сведения без разрешения уполномоченных органов», – отметили в пресс-службе госпредприятия.

Впрочем, низкая эффективность и отсутствие прозрачности – это ещё не все грехи КТЖ, по мнению авторов исследования. По их информации, железная дорога выступила инициатором сохранения высоких тарифов для субъектов Кыргызстана.
«Кыргызстан вошел в ЕАЭС в августе 2015 года, тем не менее даже по истечении 16 месяцев, по состоянию на декабрь 2016 года, не решается вопрос применения Казахстаном унифицированного железнодорожного тарифа для перевозок грузов, осуществляемых внутри ЕАЭС, субъектами Кыргызстана. Унифицированный железнодорожный тариф в несколько раз ниже транзитного тарифа, применяемого до настоящего времени в отношении субъектов КР, перевозящих грузы через железные дороги Казахстана. И поэтому логично, что АО «Казахстан темир жолы» является заинтересованной стороной, чтобы максимально отложить применение сниженного тарифа для субъектов Кыргызстана для сохранения своего прежнего уровня доходов. Киргизия же, наоборот, заинтересована в снижении этих тарифов, чтобы снизить свои издержки при перевозке товаров через Казахстан. Однако выяснилось, что КТЖ как минимум дважды обращалась с письмами в Минтранс КР с просьбой отложить решение данного вопроса на 24 месяца», – подчеркивается в исследовании.

Стоит отметить, что казахстанские железнодорожники все же решили вопрос сниженного тарифа для транзита из КР в Россию. По словам президента АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Оралхана Кулакова, с 10 января 2017 года цена на транзитные перевозки по унифицированным тарифам, к примеру от станции Луговая до станции Илецк, снижена с $5,155 тыс./ваг. до $1,82 тыс./ваг. (цены снизились в 2,83 раза).

Исследование авторы озвучили на заседании комитета Жогорку кенеша (ЖК, парламент Киргизии) по транспорту и коммуникациям. Депутат ЖК Тынчтык Конушбаев напомнил, что разница между тарифами, которые применялись в течение последних 14 месяцев, и унифицированными составляет $32,82 за тонну бензина.
«Хотя по логике тарифы на 1 тонну бензина после присоединения Киргизии к ЕАЭС должны были снизиться. За четвертый квартал 2015 года КТЖ перевезла через Казахстан 612 тыс. тонн грузов из РФ в КР, из КР в РФ – 232 тыс. тонн грузов. За 2016 год через Казахстан из Киргизии вывезено в Россию 1,237 млн тонн груза. Из Китая в РФ через Киргизию и Казахстан перевезено 785 тыс. тонн груза», – подчеркнул парламентарий.

По его словам, завысив искусственно унифицированные тарифы, КТЖ нанесла ущерб Киргизии в размере $115 млн. В настоящее время в парламенте обсуждается поручение Антикоррупционной службе республиканского Госкомитета национальной безопасности расследовать деятельность железнодорожного предприятия.

Начальник управления экономики, стратегического развития и тарифной политики КТЖ Нурлан Дусумбаев отказался от комментариев по теме.
Контроль | Оценка

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»

Суббота, 08.09.2018 в 12:17
Суббота, 08.09.2018 в 12:16
Суббота, 25.08.2018 в 00:35