Подписка 1520 - PDF

В новый год без документа

Вторник, 24.01.2017 в 00:00
В новый год без документа
Накануне Нового года план был согласован Министерством инфраструктуры и передан для утверждения в кабинет министров. Но правительство готово согласовать лишь отдельные параметры инвестиционной программы «Укрзализныци». Без документа УЗ не может приступить к реализации инвестиционной программы.

Документ должен пройти процедуру рассмотрения и утверждения кабинетом министров. Ни Министерство инфраструктуры, ни «Укрзализныця» ключевых параметров документа не озвучивает. Известны только отдельные показатели, в основном из инвестиционной части плана. Молчание чиновников и железнодорожников может быть обусловлено тем, что документ еще будет скорректирован кабинетом министров.

Согласование основного финансового документа УЗ в профильном министерстве прошло небесконфликтно. В частности, министр инфраструктуры Владимир Омелян публично заявил, что считает план слабым и не отражающим весь спектр направлений развития компании в 2017 году. «Финплан согласован в целом, иначе работа компании оказалась бы на грани остановки», – отметил министр.

Претензий со стороны министерства довольно много. В частности, руководство «Укрзализныци» не смогло предоставить в ходе защиты проекта внятных аргументов в пользу закупки тепловозов вместо электровозов. Планы по закупке грузовых вагонов также вызвали критику чиновников министерства. Первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов уточнил, что план не представляет системного видения относительно распределения 12 млрд грн ($432,9 млн по курсу на 17.01.2017) капитальных инвестиций. Однако, несмотря на претензии к «Укрзализныце», незадолго до согласования финплана Министерство инфраструктуры одобрило повышение тарифов на грузовые перевозки в 2017 году на 25%. Данная мера была зафиксирована в проекте финплана в качестве основного мероприятия по повышению доходности компании.

Срок рассмотрения финплана в кабинете министров тоже пока неизвестен. Впрочем, опыт работы без утвержденного правительством основного финансового документа у УЗ уже имеется. Так, план на 2015 год утвердили в августе 2015 года, на 2016 год – в марте 2016 года.

Пока неясно и то, насколько легко пройдет утверждение финплана в правительстве. Министр инфраструктуры Владимир Омелян вскоре после согласования плана сообщил, что правительство готово одобрить выделение 16 млрд грн на программу капитальных инвестиций, предусматривающую, в частности, модернизацию подвижного состава, а также обновление основных фондов компании. Данное решение, по его словам, позволит «Укрзализныце» осуществлять расходы на первоочередные направления плана капитальных инвестиций в 2017 году и приступить к обновлению основных фондов для обеспечения надлежащего уровня безопасности перевозок и бесперебойной работы компании. Впрочем, никаких решений на этот счет кабмином не принималось.

Известно, что в качестве основного источника пополнения бюджета УЗ финплан рассматривает внешние заимствования. «Укрзализныця» планирует в 2017 году привлечь порядка 9 млрд грн (порядка $325 млн) кредитов международных финансовых организаций. Заемные средства по большей части предполагается направить на модернизацию инфраструктуры и парка.

Другим источником пополнения доходной части станет дополнительная маржа, полученная за счет одобренного ранее Министерством инфраструктуры повышения тарифов. В поданном в кабмин проекте УЗ предложила поднять тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 25%, а тарифы на пассажирские перевозки – на 35%. Ожидается, что в результате данной меры компания получит 10,97 млрд грн ($396 млн). Индексировать тарифы предлагается в два этапа, в первом и четвертом кварталах.

Однако доходы от этих двух составляющих недостаточны для реализации инвестиционной программы. В переданном в кабмин документе указана сумма 23,2 млрд грн ($836,9 млн). Инвестпрограмма УЗ предполагает закупку почти 9 тыс. грузовых вагонов (в основном полувагонов, а также 1070 зерновозов). 34 тыс. вагонов предполагается отремонтировать. Кроме того, запланированы ремонт 360 и покупка 15 локомотивов.

Не исключено, камнем преткновения при рассмотрении финплана в правительстве станет повышение тарифов. Во всяком случае противников у этой меры достаточно много и среди чиновников, и в бизнес-сообществе Украины.
«Повышение тарифов уже имело место в 2015 и 2016 годах. Даже в самом Мининфраструктуры считают, что при подготовке финансового плана руководство «Укрзализныци» нарушило все принципы открытости и прозрачности. Украинский бизнес может не выдержать очередного повышения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, – считает член парламентского комитета Верховной рады по вопросам экономической политики Сергей Матвиенков. – Бизнес требует у кабинета министров не согласовывать финансовый план «Укрзализныци» на 2017 год».
«Принятие финплана ожидается в ближайшее время – до конца января. Этот документ необходим для обеспечения нормального функционирования компании. Также не позднее середины февраля будет приянто решение кабинета министров по повышению тарифов, эта мера необходима прежде всего для успешной реализации инвестиционной части финплана, – сообщил источник, близкий к руководству УЗ, – это стало возможным из-за изменения устава «Укрзализныци» и переподчинения компании напрямую кабмину. Ранее УЗ подчинялась Министерству инфраструктуры».

Аналогичные оценки дают проекту финплана в Федерации работодателей Украины. Глава федерации Дмитрий Олийнык уже назвал эту меру УЗ «тарифным Армагеддоном», который нанесет удар по ключевым секторам экономики. «Эксперты ФРУ установили, что в результате повышения железнодорожных тарифов существенно вырастет стоимость продукции всех основных украинских экспортеров. В частности, цена тонны черных металлов увеличится на $7–8, железорудного сырья – на $1–2,5, зерновых и угля – на $1–1,5. Металлурги и аграрии потеряют значительную часть экспортных рынков, а увеличение себестоимости угля обернется подорожанием электроэнергии, за которое придется расплачиваться промышленности и населению. Главный вывод: тарифная политика «Укрзализныци» на 2017 год – попытка решить проблемы собственной неэффективности за счет грузоотправителей», – заявляет Дмитрий Олийнык.
«Власти Украины в очередной раз демонстрируют попытки поддержать один сегмент национальной экономики за счет другого, что крайне рискованно, особенно в ситуации экономической нестабильности в стране, – считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Увеличение тарифов, несомненно, ударит по экспортному сегменту. Видимо, в кабмине понимают это и откладывают принятие финплана».
Власть | Инвестиции

Автор: Вадим Сипров

Новости

7 ч
8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»