Подписка 1520 - PDF

Сориентировались по грузам

Вторник, 24.01.2017 в 00:00
Сориентировались по грузам
Правительство Латвии представило проект электрификации железной дороги, выбрав для старта рижское направление.

Его реализация начнется с участка от Даугавпилса и Резекне к Риге. Как отмечается в докладе ведомства, первоначально рассматривался вариант начала электрификации с участка железной дороги от Вентспилса, где расположен порт, к столице. Но оказалось экономически выгоднее первый этап реализовать в ином направлении, грузопоток на котором больше, так как Вентспилсский порт в 2016 году объемы перевалки потерял. В среднем они упали на 20%. При этом Рижский порт только в декабре 2016 года дал рекордную прибавку в 27,6% и завершил год с показателем 37,1 млн тонн различных грузов.

Этот момент стал важным аргументом, так как в министерстве рассчитывают, что проект электрификации Латвийской железной дороги позволит перевозчикам экономить до 15 млн евро в год. «Электрифицированная железная дорога означает более длинные составы, скорейшую перевалку. С этим проектом мы добьемся увеличения конкурентоспособности нашего транзитного коридора», – считает министр сообщения Улдис Аугулис.

Кроме того, при выборе сыграл роль проведенный ГАО «Латвийская железная дорога» (Latvijas dzelzceļš, LDz) предварительный анализ грузооборота на обоих направлениях. По словам председателя правления компании Эдвинса Берзиньша, он показал, что при 30 млн тонн рижское направление еще достигает своей цели и целей Евросоюза, а вентспилсское уже нет.

Ссылка на ЕС не случайна, так как, кроме одобрения проекта, от него ожидают и финансовой помощи. Как ранее сообщал «Гудок», в целом программа электрификации оценивается в 1,3 млрд евро. Финансовые и стратегические расчеты основаны на выводах аудиторской компании Ernst&Young Baltic, которая учла такие факторы, как 30-летний жизненный цикл проекта после сдачи в эксплуатацию первого этапа в 2023 году, ежегодный грузооборот в размере 50 млн тонн, прогнозное соотношение цен на дизельное топливо и электроэнергию – 34% к 2024 году, а также техническую и экономическую необходимость замены подвижного парка после 2020 года. В настоящий момент, отмечают аудиторы, в Латвии электрифицировано 14% железнодорожной сети при среднем показателе ЕС 55%.

Причем заложенные параметры проекта ранее одобрили представители латвийских деловых кругов – Торгово-промышленной палаты, Конфедерации работодателей, Ассоциации транзитного бизнеса, а также Latvenergo и независимого оператора передачи электроэнергии Augstsprieguma tīkli.
«Можно только приветствовать, что правительство приняло важное для конкурентоспособности отрасли и народного хозяйства решение. В долгосрочной перспективе этот проект, безусловно, принесет дополнительные доходы в государственный бюджет и будет способствовать развитию отрасли, а также повысит нашу конкурентоспособность по отношению к другим транзитным коридорам», – говорит Эдвинс Берзиньш.

В LDz сообщили, что размер доступного финансирования из Фонда сплочения Европейского союза составляет 347 млн евро, а общие затраты на электрификацию рижского направления – 519 млн евро. То есть не хватает 172 млн евро, которые нужно изыскать. Поэтому руководство компании сейчас готовит предложение правительству по вариантам софинансирования проекта, но при условии, чтобы его реализация не отразилась негативно на государственном бюджете, сообщил руководитель отдела общественных связей LDz Марис Озолс.
«Наша задача в ближайшее время разработать бизнес-план как таковой, включая техническое сопровождение и закупочную документацию, и, конечно, обеспечить финансовое сопровождение проекта. Проектировщики и строители будут определяться по конкурсу. Кроме того, возникают определенные технические риски при одновременной электрификации Рижского железнодорожного узла в рамках реализации как проекта электрификации железнодорожной сети, так и проекта Rail Baltica. Нужно все сделать и найти оптимальное решение, чтобы их обойти», – уточнил он.

В компании пока не могут назвать точную дату начала реализации проекта, хотя ранее ориентировались на 2019 год. Но завершить его необходимо к 2023 году, причем чем раньше будет старт, тем лучше. При этом вентспилсское направление также не снимается с повестки дня как второй альтернативный и выгодный вариант, хотя стоит задача в будущем электрифицировать всю магистраль, отметил Марис Озолс.

Однако, несмотря на положительное заключение по проекту представителей латвийского бизнеса, недовольные все же остались.

В частности, Балтийская ассоциация транспорта и логистики (БАТЛ) негативно оценивает решение правительства, так как электрификация железной дороги будет происходить без четкого представления о дальнейшем развитии транзитной отрасли и прогнозируемых объемах грузов. Как считает президент БАТЛ Инга Антане, падение объемов имеет объективное обоснование и, значит, затраченные средства на проект как-то придется окупать. «Это означает повышение железнодорожных тарифов, после чего словно по эффекту снежного кома у владельцев грузов неизбежно появится заинтересованность в поиске более дешевых путей к портам Балтийского моря. Выбор возможен в пользу российских портов, Клайпеды или Таллина, что еще больше уменьшит шансы Латвии привлечь транзитные грузы», – говорит она.

По оценке ассоциации, до реализации проекта нужно было заручиться договором о гарантированной перевозке не менее 40 млн тонн грузов в год хотя бы на 40 лет вперед. Однако этого не произошло, поэтому окупаемость проекта вызывает у экспертов сомнение.

Электрификация сети была включена в Национальный план развития на 2014–2020 годы. На тот момент током было обеспечено всего 4 линии общей протяжённостью 257 км, то есть не более 14% всей сети. Поэтому в республике проект характеризуют как масштабный и в LDz никогда не скрывали, что рассчитывают на помощь ЕС в его реализации. Впрочем, он сразу был включен в план бюджета ЕС на 2015–2020 годы. «Конечно, мы всё подсчитали и рассчитываем на европейские фонды», – ранее заявил президент компании Эдвин Берзиньш при презентации проекта. К тому же многие программы LDz реализуются за счет совместных средств дороги и фонда. «К примеру, проект модернизации перронов на 16 станциях магистрали в направлении Елгавы и Юрмалы полностью софинансировался ЕС. Поэтому мы конечно рассчитываем на поддержку фонда, без этого проект невозможен», – пояснил «Гудку» Марис Озолс.

В то же время в прошлом году ЕС отказал Литве в финансировании на электрификацию железной дороги российской колеи от белорусской границы до Клайпедского порта под предлогом, что проект не включён в список приоритетных.
Власть | Документ

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

51 м
3 ч
4 ч
4 ч
5 ч
6 ч
7 ч
2 д
2 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Инвестиции»

Вторник, 13.11.2018 в 06:08
Суббота, 20.10.2018 в 05:41
Суббота, 11.08.2018 в 01:26