Подписка 1520 - PDF

Право на две колеи

Воскресенье, 25.12.2016 в 00:00
Право на две колеи
Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), в которую входят в основном государства с шириной железнодорожной колеи 1520 мм, устраняет юридические препятствия для принятия Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении. Председатель комитета Организации сотрудничества железных дорог Виктор Жуков рассказал «Гудку», что это позволит повысить статус организации и приступить к гармонизации правовых норм ОСЖД с системой КОТИФ (Конвенция о международных перевозках по железной дороге), в которой состоит большинство государств Западной Европы.

– Виктор Павлович, почему появилась необходимость разрабатывать Конвенцию о прямом международном железнодорожном сообщении?
– Дело в том, что наше Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), депозитарием которого является ОСЖД, не имеет статуса межгосударственного, а является межправительственным. Этому Соглашению уже 65 лет. Его подписали в 1951 году министры транспорта СССР и других социалистических государств (тогда их было 14). После распада СССР этим соглашением пользуются уже 28 государств, однако существуют различные международные правовые процедуры, при реализации которых иностранные юристы нам часто указывают на недостаточный статус СМГС, в результате чего мы иногда проигрываем в спорах. Это и явилось причиной, по которой была начата ревизия основополагающих документов. В результате было принято решение о разработке новой Конвенции, которая бы носила межгосударственный характер. В результате десятилетней работы текст был подготовлен к подписанию.

– Что необходимо сделать для его принятия?
– В июне этого года прошла 44-я сессия министров транспорта ОСЖД в Баку. На ней было согласовано, что Конвенция будет считаться принятой, если ее ратифицируют 16 государств. Также были определены сроки начала межправительственной конференции. Первая ее сессия состоялась 14–18 ноября в Варшаве. В ней приняло участие 21 государство, и принят регламент по процедуре утверждения текста. На конференции путем тайного голосования был выбран ее председатель. В конкуренции с представителем Украины победил статс-секретарь – заместитель министра транспорта России Сергей Аристов. Он будет вести эту конференцию. Следующую сессию намечено провести в конце марта 2017 года в Москве. Надеемся, что сложные моменты будут преодолены и мы подготовим проект Конвенции к подписанию. Большинство государств по этому поводу настроено весьма оптимистично. Это значительно повысит статус нашей организации в международной деятельности.

– Какие разногласия предстоит преодолеть участникам межправительственной конференции?
– Основная сложность заключается в том, что в ОСЖД существует принцип единогласия, когда любое решение принимается только всеми членами организации. Это значительно тормозит нашу работу. К примеру, некоторые страны блокируют принятие в организацию других, пользуясь этим принципом. Или вот членом ОСЖД является Албания, которая уже долгое время не принимает участия в работе и не платит членские взносы. Но исключить мы ее не можем. Принцип единогласия в международной практике является уже анахронизмом, и все ведущие мировые организации от него отходят. Нужно это сделать и ОСЖД и закрепить такое положение в уставе. Для этого предстоит согласовать, каким числом голосов должна быть принята Конвенция – двумя третями или тремя четвертями. В любом случае ясно, что новое право нужно принимать уже не единогласно. Это основной момент, все остальные вопросы являются больше техническими.
Текст Конвенции будет представлен на межправительственной конференции, согласован и подписан. Далее уже каждая из стран должна решить, важно ли им участвовать в соглашении СМГС и СМПС. Если важно, то государство должно ратифицировать Конвенцию. Этот документ, кстати, может стать основой для нового единого международного транспортного права. Ведь в ОСЖД, к примеру, состоят и государства Прибалтики, которые являются членами Европейского союза, где используется другая система – КОТИФ. Поэтому мы будем работать над состыковкой различных систем законодательства.
Интеграция | Документ

Реплика

В досье
ОСЖД является международной межправительственной организацией, созданной 28 июня 1965 года в Софии (Республика Болгария). Ее членами на данный момент являются 28 государств. Организация обеспечивает развитие и совершенствование международных перевозок в сообщении между Европой и Азией. Деятельность ОСЖД направлена на создание общего транспортного пространства, и прежде всего на решение проблем по отдельным железнодорожным транспортным направлениям – коридорам и по конкретным пунктам перехода.

Автор: Беседовал Сергей Плетнев

ТЭГИ: ИНТЕГРАЦИЯ | ДОКУМЕНТ | ОСЖД | СМГС

Новости

12 м
18 м
24 м
33 м
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Персона»