Подписка 1520 - PDF

Еще одна попытка

Воскресенье, 25.12.2016 в 00:00
Еще одна попытка
На сайте Министерства экономического развития и инвестиций Армении опубликован список приоритетных инвестиционных проектов республики. На первой позиции списка указано строительство железной дороги Иран – Армения. Общая стоимость проекта составляет $3,2 млрд.

В самом ведомстве «Гудку» сообщили, что включение в список приоритетных инвестиционных проектов республики произошло по инициативе коллег из Министерства транспорта и связи Армении.
«Наше министерство является лишь провайдером, который публикует сведения о проектах и планах, которые могут быть привлекательными для инвесторов. Строительство железной дороги Армения – Иран, несомненно, является одним из приоритетных для развития транспортной системы республики, именно поэтому в новый список инвестпроектов был включен данный проект», – пояснил начальник департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Армении Ваган Балоян.

Министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ваан Мартиросян отметил, что железная дорога Иран – Армения остается в числе приоритетов правительства республики. «По проекту есть бизнес-план со сроками окупаемости, ведется работа с инвесторами, этот вопрос был и будет одним из важнейших для нас», – отметил министр.

В Минтрансе республики оценить перспективы поиска инвесторов отказались.
Идея строительства железной дороги, связывающей Армению с Ираном, появилась более 10 лет назад, а в 2014 году правительство одобрило предварительную программу строительства, после чего президент республики Серж Саргсян официально заявил, что в ближайшие годы Армения начнет строить дорогу.

По расчетам структурного подразделения Минтранса Армении – ГЗАО «Дирекция строительства железной дороги» – срок строительства железной дороги составит шесть лет, период окупаемости – 28 лет, срок эксплуатации – 50 лет. Международная компания строительства и коммуникаций Китая (CCCC International) разработала проект строительства.

Согласно плану армянская часть железной дороги Иран – Армения длиной 316 км пройдет от иранской границы (Мегри) до города Гагарин недалеко от озера Севан, где ее соединят с действующей железной дорогой. По территории Ирана предлагается построить ветку в 80 км до станции Маранд. На армянском участке дороги необходимо построить 64 моста общей длиной 19,4 км, 60 тоннелей протяженностью 102,3 км и 27 станций.

Ежегодная загрузка дороги должна составить 15–18 млн тонн, что сделает проект окупаемым. Ожидалось, что строительство завершится в 2022 году.

Однако строительные работы так и не начались, так как Армения не смогла найти инвесторов. В частности, потенциальные инвесторы из КНР, которые выразили готовность профинансировать 60% программы, от участия в проекте отказались.

Недавно профинансировать программу строительства на 60% изъявила желание дубайская инвестиционная компания «Расиа ФЗЭ». Однако дальше договоренностей о намерениях, достигнутых в ходе переговоров с чиновниками правительства Армении, дело не двинулось.

Активизация интереса к проекту связана с рядом факторов, среди которых в Минтрансе Армении называли обоюдное желание Армении и Ирана создать новый международный транспортный коридор от Индии до Европы.

Научный сотрудник Института Кавказа (Ереван, Армения) Грант Микаелян отмечает, что по поводу необходимости строительства магистрали в армянском обществе уже довольно давно сложился широкий общественный консенсус – большинство граждан ждет от власти реализации этого проекта. Также эксперт указывает на политические аспекты, которые тормозят строительство. «Помимо сугубо экономических интересов республики в привлечении транзитного грузопотока, необходимо рассмотреть проект еще и с точки зрения укрепления национальной безопасности. Так, в ходе военных действий в начале 90-х годов прошлого века страна сталкивалась с логистическими сложностями. Напомню, угрозы Армении существуют до сих пор, а наличие железной дороги по предлагаемому маршруту позволило бы обеспечить большую мобильность, в том числе и для ресурсов военного характера, – отметил эксперт. – Понятно, что стоимость инвестпроекта для республики чрезвычайно велика, но, полагаю, инвесторов сдерживает еще ряд обстоятельств. Например, стыковка Южно-Кавказской железной дороги с железными дорогами Абхазии или Грузии пока не представляется возможной из-за позиции руководства этих государств. Решение этой проблемы позволило бы превратить республику из конечной точки транспортно-логистических цепочек в страну, по территории которой пролегал бы железнодорожный маршрут, связывающий азиатские рынки, прежде всего индийский и иранский, и Европу».

Данное мнение в целом разделяют и на Южно-Кавказской железной дороге (находится в концессии ОАО «РЖД»). «Министерство транспорта предпринимает попытки придать новый импульс проекту в связи с желанием республики войти в транспортный коридор «Север – Юг». Однако проект был бы куда более привлекательным, если бы он предусматривал примыкание к железной дороге Абхазии и стык с российскими железными дорогами. Это, несомненно, способствовало бы привлечению грузовладельцев. Пока же нет уверенности, что грузовая база сможет обеспечить окупаемость железной дороги Армения – Иран. Также нельзя не отметить технической сложности реализации проекта из-за рельефа местности, – сообщил пресс-секретарь дороги Вардан Алоян. – Пока же мы развиваем мультимодальное сообщение между Европой и Ираном по территории Армении с использованием автомобильного транспорта».

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев считает, что в настоящее время проект непривлекателен для инвесторов. «Магистраль Армения – Иран, возможно, стала бы рентабельной, а следовательно, привлекательной для инвесторов, если бы Армении удалось решить вопрос о примыкании к Абхазской железной дороге. Однако президент Абхазии Хаджимба вряд ли пойдет на это, – пояснил Владимир Евсеев. – Пока по территории Армении осуществляются мультимодальные перевозки в Иран. Однако объемы этих перевозок невелики. Кроме того, в ближайшие год-два заработает железнодорожное сообщение между Ираном и Азербайджаном, и грузы пойдут по более простому маршруту. В перспективе будет обеспечен стык железных дорог Азербайджана с территорией Дагестана и выходом к полигону «Российских железных дорог», что сделает строительство магистрали Армения – Иран еще менее привлекательным для инвесторов».
Инфрaструктура | Проект

Автор: Вадим Сипров

Новости

1 ч
2 ч
2 ч
9 ч
9 ч
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Инвестиции»