Подписка 1520 - PDF

Гранты найдутся

Воскресенье, 25.12.2016 в 00:00
Гранты найдутся
На госпредприятии «Железная дорога Молдовы» запланирована масштабная программа реструктуризации. В частности, предполагается выделение пассажирских перевозок в частный сектор.

Как рассказал на совещании в правительстве РМ директор ЖДМ Юрий Топала, реструктуризацию планируется провести до 2019 года в рамках проекта финансирования со стороны Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. Предполагается, что железная дорога поменяет форму собственности на «акционерное общество», в рамках которого управление транспортными пассажирскими услугами, грузоперевозки, а также развитие инфраструктуры разделятся. В новом АО контрольный пакет ценных бумаг будет контролировать государство – по мнению банков-доноров, такая форма организации обеспечит наибольшую прозрачность.
«Пассажироперевозок у нас практически нет, – констатировал Юрий Топала. – Используются другие средства транспорта внутри страны, такие как автобусы и микроавтобусы, и нет необходимости в железнодорожном транспорте внутри страны, потому что люди его не используют. Нет потребности населения в этом транспорте».

По его словам, разделение услуг позволит частным перевозчикам получить доступ к железнодорожному транспорту, и они смогут предложить новые рейсы по другим ценам. Также, отметил глава ЖДМ, в результате реструктуризации число работников предприятия может сократиться, но не существенно. Сейчас на железной дороге работают 10,5 тыс. человек.

Как рассказал «Гудку» и.о. заместителя генерального директора по коммерческой деятельности ГП «Железная дорога Молдовы» Григорий Кондураке, действующее законодательство не позволит перевести пассажирские перевозки и многие другие виды деятельности в частный сектор.
«Поэтому в ближайшее время нам предстоят переговоры с парламентом республики, на которых мы должны обосновать экономические выгоды и в целом эффект для железнодорожной отрасли, которые обеспечат такое решение», – подчеркнул топ-менеджер.

В ЕБРР отметили «острую необходимость в коренной перестройке» ЖДМ, чтобы компания была финансово жизнеспособной, обеспечивала адекватные услуги и имела возможность конкурировать с альтернативными видами транспорта.
«Мы рассматриваем различные возможности сотрудничества с ЕИБ, Евросоюзом и другими партнерами для поддержки реструктуризации ЖДМ, – рассказала директор департамента транспорта ЕБРР Сью Барретт. – Более качественные, безопасные и эффективные услуги железнодорожного транспорта требуют комплексных реформ. И мы, со своей стороны, надеемся, что наши финансирование и технические консультации внесут значительный вклад в эту работу».

Президент Союза транспортников и дорожников Молдовы Владимир Флоря считает, что на сегодняшний день железная дорога находится в глубочайшем кризисе.
«ЖДМ несет огромные затраты, по моей информации, зарплаты выплачиваются с перебоями, существенных инвестиций в улучшение инфраструктуры и подвижного состава не происходит. Есть ряд предложений по выходу из этой ситуации, естественно, приоритетом должно стать привлечение частных инвестиций в отрасль. Необходимо разделить деятельность железной дороги на отдельные программы, отдельные хозрасчеты, в «общем котле», к сожалению, результаты работы весьма плачевны. А что касается пассажирского транспорта – это дотационный сегмент, и по нему есть ряд вопросов. Пока не совсем понятно, что может потребоваться для полноценного вывода пассажирских железнодорожных перевозок в частный сектор – программа компенсирования, точечное улучшение условий, изменение тарифной политики. Но даже выполнение всех условий не означает, что уже сегодня-завтра найдутся предприниматели, готовые потратиться», – отметил эксперт.

По словам Владимир Флори, несмотря на выделение банками грантов на развитие и реструктуризацию железнодорожной отрасли Молдовы, сейчас дороге необходим в первую очередь детальный план действий.
«Реформа – это не только локомотивы, это комплексный подход к инвестициям, к вопросам собственности, к вопросам разделения ответственности. Мой прогноз относительно пассажирских перевозок неутешителен – буксует сам принцип реформы. И не думаю, что что-то кардинально в этой области изменится в ближайшее время», – резюмировал Владимир Флоря.

В конце сентября текущего года Железная дорога Молдовы получила кредит в 52,5 млн евро от Европейского инвестиционного банка. Деньги были предоставлены на 15 лет с процентной ставкой 1,5% годовых и будут использованы для приобретения новых локомотивов и модернизации инфраструктуры. Кредит является частью пакета, предоставленного ЕБРР в размере 50 млн евро. Еще 5 млн евро ЖДМ получила в виде гранта со стороны Всемирного банка и Европейского союза.
Компания | Реформа

Автор: Константин Мозговой

Новости

23 ч
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»