Подписка 1520 - PDF

Банк ждать не стали

Среда, 16.11.2016 в 00:00
Банк ждать не стали
Азербайджанские железнодорожники приступили к строительству Бакинской кольцевой железной дороги (БКЖД) за свой счет. Ранее инвестировать в проект обещал Азиатский банк развития (АБР).

Строительство началось с 2,2-километровой дистанции Нариманов – Беюкшор, где сейчас идут земляные работы, на 29,2-километровом участке Баку – Пиршаги – Сумгаит. Кольцевая дорога свяжет между собой пригородные поселки 8-й км, Сабунчи, Забрат, Пиршаги, Курдаханы, Горадил, Сарай.

Общую стратегию масштабного проекта по организации магистрали вокруг Бакинской агломерации представил председатель АЖД Джавид Гурбанов. Она пройдет из Баку через поселки Забрат – Пиршаги – Ноуханы – Джорат до станции Сумгаит и обратно по линии Хырдалан – Баладжары – Бакинский пассажирский вокзал. Протяженность двух линий проекта – 190 км. При этом на ее восточной дуге планируется использовать скоростные поезда, что позволит преодолевать дистанцию примерно за час, а также разгрузить Баладжарский транспортный узел, где приоритет отдается грузоперевозкам.

Проектом всерьез заинтересовался АБР еще в прошлом году, однако сроки рассмотрения постоянно переносились и плавно перетекли на 2016 год. В начальном варианте БКЖД оценивалась в $500 млн, но в ходе обсуждения стоимость проекта была существенно подкорректирована. По официальной информации бизнес-плана АБР на 2016–2018 годы для Азербайджана, банк был готов его одобрить в 2016 году в размере $350 млн по следующей схеме: $200 млн предоставит АБР, $50 млн – правительство республики и $100 млн – за счет привлеченного софинансирования.

Однако в недавнем времени планы изменились, и АЖД самостоятельно приступила к строительству.
«Мы сейчас замыкаем кольцо. У нас на Сумгаит идут две дороги, одна через станции Баладжары – Хырдалан, которая уже отремонтирована и по ней сейчас курсируют электрички Stadler со скоростью 100 км/ч между Баку и Сумгаитом. И вторая – на тот же Сумгаит через Пиршаги – Сабунчи, чтобы поезда в Москву, на Украину, в Саратов, Тюмень шли по пассажирскому ходу. И АБР проявлял заинтересованность в том, чтобы замкнуть это кольцо, предоставив финансирование, но до сих пор вопрос не решен. Поэтому мы не стали ждать и самостоятельно приступили к ремонту инфраструктуры», – говорит главный инженер департамента грузовых перевозок АЖД Нариман Нагиев.

Итоговая задача АЖД, отметил специалист, закольцевать дорогу и пустить по ней 10 поездов Stadler, из которых 5 еще предстоит купить, и они находятся в заказе. Ориентировочно это произойдет весной 2017 года, не раньше, так как строительство ведется на собственные средства магистрали. При наличии дополнительных финансов сроки могли бы сократиться.
«Население уже оценило преимущества скоростного – за 40 минут – железнодорожного сообщения Баку – Сумгаит, и мы здесь составили конкуренцию автобусному движению – без пробок и в любую погоду. Отремонтировали платформы и вокзалы на станциях Баладжары и Хырдалан, так как у Stadler другие требования под перроны, с 19 ноября там будут останавливаться поезда. Поэтому пассажиропоток еще возрастет. А на следующем этапе планируем пустить поезда до аэропорта, недалеко от него проходит железнодорожная ветка, и нужно достроить всего 7 км, чтобы напрямую попасть в воздушную гавань», – говорит Нариман Нагиев.

По большому счету поэтапным строительством БКЖД магистраль демонстрирует государству и бизнесу социальные приоритеты в надежде привлечь инвестиции. Но, как считают эксперты, вряд ли это возможно. И у АБР были объективные причины в отказе финансирования.
«Проект для городского пассажирского транспорта АБР планировал подписать в этом году, и по этому поводу даже собирался совет директоров. Но этого не произошло, так как Министерство финансов сейчас заняло достаточно консервативную позицию в отношении международного заимствования. Такая тенденция наблюдается по всем международным организациям, которые сейчас работают в Баку. Хотя в проекте были интересные предложения по строительству транспортных хабов и ветки до аэропорта», – сообщил эксперт по инфраструктуре Всемирного банка в Азербайджане Гаджи Гусейнов.

По его словам, финансовая политика в регионе строится на том, чтобы процент заимствования не превышал 10% внутреннего валового продукта республики. Это значительно меньше, чем у соседних стран. С АБР также велись переговоры о реструктуризации долга АЖД в размере $1 млрд, который сложился при прежнем руководстве. Речь шла о том, что банк предоставит льготные кредиты для улучшения эффективности железной дороги на условиях оптимизации финансовых расходов, персонала и внедрения корпоративного управления. Но обсуждение было приостановлено. Не стоит ждать и помощи других банков, так как проект кольцевой дороги носит исключительно социальный характер и финансовые институты в нем не будут участвовать, впрочем, как и республиканский бюджет.
«Государство полностью урезает инвестиционные программы как в текущем году, так и в следующем минимум в два раза по сравнению с 2014–2015 годами. То есть все инвестпроекты приостановлены, и это касается не только железной дороги. Акцент – на завершение текущих проектов и на погашение госдоли в ряде программ, где правительство с трудом выполняет часть своих обязательств. Кроме того, у АЖД недостаточный коэффициент обслуживания долга по кредитам Всемирного и других банков, которые были выданы на поставку подвижного состава и рельсов», – уточнил Гаджи Гусейнов.

Поэтому активность АЖД сейчас преследует политические задачи, чтобы показать президенту и правительству республики свою работоспособность в надежде на изменение требований по заимствованию хотя бы в отношении магистрали, так как АБР проект не отменил, а только временно заморозил, резюмировал эксперт.
Инвестиции | Оптимизация

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

6 ч
7 ч
7 ч
14 ч
15 ч
17 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Инвестиции»