Подписка 1520 - PDF

Можем проиграть часть транзита

Пятница, 28.10.2016 в 00:00
Можем проиграть часть транзита
Чтобы получить свой сегмент Великого шелкового пути, России нужно вести более активную политику, считает директор Центра экономических и социальных исследований Китая РАН Андрей Островский.

– Андрей Владимирович, в начале года после обвала на Шанхайской бирже было много предположений, что китайская экономика тоже упадет и это приведет к снижению перевозок российского сырья. Как сейчас обстоят дела в Китае?
– По итогам третьего квартала китайская экономика показала рост в 6,7%. Скорее всего, он останется таким же и по итогам года. В прошлом году рост был чуть выше 6,9%. Но это все равно самые высокие темпы в мире. Правда, у Индии в показателях рост еще выше, однако она стартовала с низкой базы и по объемным показателям значительно уступает Китаю.
Однако в части перевозок нужно заметить, что этот рост обеспечен сервисными сферами китайской экономики, а промышленное производство продолжает контролируемо падать. К примеру, Китай планово уменьшает производство стали, потому что он уже не строит в таких объемах инфраструктуру. А раньше для производства стали Китай импортировал 900 млн тонн железной руды. Поэтому объемы перевозок сырья будут снижаться. То же касается и угля. Поставки энергетического угля будут снижаться, но Китаю необходим наш коксующийся, который есть в Туве. Мы можем увеличить поставки, но для этого нужно закончить дорогу Кызыл – Курагино.

– Тем не менее внутренний рынок Китая открылся, и туда пошло много российского продовольствия, которое приносит больший доход, чем сырье первого класса.
– Да, китайцы с удовольствием закупают наши кондитерские изделия, шоколад, сгущенное молоко и много еще чего. Можно поставлять много твердой пшеницы. Недавно презентовали проект создания в Забайкальске большого терминала для накопления зерна, он вполне реалистичный. Это все укладывается в новую политику Китая «син чай тай», что переводится как «новая нормальность». Она предполагает более медленный рост экономики и переориентацию его на внутреннее потребление. Нам это нужно иметь в виду и ориентироваться действительно не на сырьевые перевозки, а на более высокотехнологичные и доходные. Такие ниши в Китае есть.

– В Китае официально согласовали, Госсовет и Китайское народное собрание одобрили проект «Один пояс – один путь». Что в руководстве Китая говорят относительно сухопутных коридоров, которые должны идти через нашу страну?
– В проекте указаны три сухопутных транзитных коридора, и только северный (через Казахстан) проходит по территории нашей страны. Правда, с ней увязан еще и «Степной путь», который идет через Монголию и тоже выходит на Россию. Однако можно сказать, что Китай проявляет все более заметный интерес к так называемому срединному пути, который идет через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию. Китайцы решили вложить в Казахстан в прошлом году $25 млрд в транспортную систему, и уже сейчас там нет никаких препятствий для проезда на хорошей скорости из Достыка в каспийский порт Атырау.

– Но ведь две морские перевалки делают подобный маршрут сложным и едва ли рентабельным?
– Как только будет достроена железная дорога Тбилиси – Карс (это может произойти в конце 2017 года ), останется лишь одна перевалка, и скорость и рентабельность перевозок резко повысятся. Китай уже будет гораздо меньше заинтересован в строительстве российской железной дороги из Казани до границы с Казахстаном, он наверняка предпочтет бросить средства на морской «узкий» участок Атырау – Баку, чтобы снизить там стоимость логистики. В Китае видят активность Казахстана и Азербайджана и нашу медлительность, когда мы все не можем решиться на строительство своей части этого транспортного коридора. Ведь я неоднократно на различных российских конференциях политологов слышал тезис о том, что, раз уж северный маршрут наиболее выгоден Китаю (на самом деле это так и есть, я с этим согласен), нужно ждать, пока китайцы сами принесут нам инвестиции и построят транспортный коридор.

– А чего ждет от нас Китай в рамках этого проекта?
– Китайцы свою часть уже сделали. К примеру, от Пекина до Урумчи сейчас можно доехать по ВСМ всего за 32 часа, хотя недавно поезда ходили 3,5 суток. Поэтому он ожидает принципиального решения о строительстве ВСМ Москва – Пекин. Но мы пока очень медленно двигаемся даже с участком ВСМ Москва – Казань, решение о строительстве которого не принято. А новая китайская политика дает нам возможность получить новые транспортные технологии помимо большой транзитной базы. В целом Китай ожидает, что по трассе Великого шелкового пути будут строиться промышленные зоны наподобие того, как это было с Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД). В частности, он хочет развить свои северо-западные провинции, которые в экономическом отношении отсталые по сравнению с Тихоокеанским побережьем. Китай никогда не будет ориентироваться на одну страну или маршрут Шелкового пути. Он будет рассматривать как минимум три-четыре варианта, а реально работать по двум. Именно поэтому нам нужно доказать, что маршрут, который проходит через Россию, наиболее эффективный и выгодный.
Могу добавить, что уже в 2018 году Китай планирует завершить реконструкцию пакистанского порта Гвардар. И с этого времени значительная часть энергетических ресурсов пойдет не через Малаккский пролив, который можно перекрыть, а по сухопутному каракорумскому шоссе через Синьцзян-Уйгурский автономный район в северные районы Китая. И это тоже может негативно отразиться на поставках наших энергоресурсов в будущем.
Грузовая база

Комментарий |
Реплика

В Китае видят активность Казахстана и Азербайджана и нашу медлительность, когда мы все не можем решиться на строительство своей части этого транспортного коридора. Ведь я неоднократно на различных российских конференциях политологов слышал тезис о том, что, раз уж северный маршрут наиболее выгоден Китаю (на самом деле это так и есть, я с этим согласен), нужно ждать, пока китайцы сами принесут нам инвестиции и построят транспортный коридор.


Автор: Беседовал Сергей Плетнев

Новости

2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
3 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Персона»