Подписка 1520 - PDF

Футуризм в логистике

Воскресенье, 11.09.2016 в 00:00
Футуризм в логистике
Эффективность российских экономических связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) пока не соответствует достигнутому политическому уровню взаимоотношений. В денежном выражении товарооборот России с основными странами АТР – Китаем, Японией и Южной Кореей – по итогам прошлого года значительно снизился. Но однако в реальности это явилось в большей мере лишь следствием мирового падения цен на энергоносители и сырье, которые являются основными экспортными товарами России.

Физические объемы товарооборота не только не упали, но даже выросли. Но, с другой стороны, это обнажило проблему торгового дисбаланса и необходимость его выравнивания.

Первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов признал, что сегодня между Россией и Китаем существует очень высокий уровень политического доверия, который, однако, пока не трансформировался в соответствующее экономическое сотрудничество. К 2020 году поставлена задача достичь уровня взаимного товарооборота в $200 млрд. Но все сдерживает отсутствие транспортной инфраструктуры, наработанных логистических цепочек и все еще высокая забюрократизированность таможенных и иных процедур.

Процесс создания инфраструктуры и снятия барьеров идет, но пока еще это является ограничителем в торговле. Целью же поставлено создание большой евразийской зоны свободной торговли, которая не предполагает подобных барьеров вообще. Переговоры о создании такой зоны между ЕАЭС и рядом стран уже идут. Готовятся они и с Китаем. Китайские представители говорят, что еще никогда во взаимной торговле с Россией у них не было таких преференций. Но, с другой стороны, и им пришлось открыть свой рынок, в частности для российского продовольствия.

Со своей стороны, Китай определил 12 направлений, в которых он намерен развивать сотрудничество с Россией. Даже если речь в них идет о добыче полезных ископаемых, это предполагает развитие высокотехнологичной производственной базы для их переработки. Но среди них есть и строительство ВСМ, развитие транспортных коридоров и логистики. Уже сейчас, по словам министра транспорта Максима Соколова, Россия получает от транзита и транспортных услуг для Китая порядка $15 млрд.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона генерируют грузопотоки по всему миру. Транзит части грузов через территорию Дальнего Востока и российские транспортные магистрали способен существенно удешевить затраты грузоотправителей из Китая, Кореи, Японии и других государств. За последнее время российскими властями принят целый ряд решений, направленных на раскрытие транзитного потенциала Дальнего Востока. В первую очередь речь идет о развитии портовой инфраструктуры, модернизации железных дорог. «Дальний Восток в этом отношении имеет особое геополитическое значение: здесь проходят кратчайшие транспортные маршруты. Движение по Транссибу, например, по сравнению с возможными альтернативами сокращает срок перевозок на треть. И здесь особенное внимание планируется уделить контейнерным перевозкам, доля которых ежегодно растет. В ближайших планах правительства расширение транспортных возможностей Байкало-Амурской магистрали как на запад, так и на восток», – заявил министр транспорта Максим Соколов. Объемы железнодорожных перевозок на Дальнем Востоке уже превысили пиковые советские значения. А в этом году они еще увеличились на 13% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Министр заметил, что пропускная способность Транссиба вырастет через 3–5 лет до 75 млн тонн в год. Это будет высокоскоростная магистраль, поэтому морские порты и вся другая инфраструктура как ключевые элементы международных транспортных коридоров должны быть высокотехнологичными и при этом предельно быстро осуществлять операции по выгрузке вагонов.
«Поговорка «время – деньги» сейчас уже не просто лозунг, а конкретная оценка, – говорит президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров. – Потенциал развития транзита огромен. В период с 2000 по 2015 год темпы прироста торговли составляли в среднем 5,2% ежегодно, в то время как мировой ВВП рос лишь на 4%. И даже сейчас во время кризиса прогноз роста мирового ВВП составляет 3,6%, а торговли – больше 4%. И даже если рост мирового ВВП остановится, то рост объемов торговли – нет, потому что всегда необходимо будет перемещать новые производства в более выгодные места. РЖД предлагают новые сквозные решения и технологии для доставки товаров из стран АТР в Европу, сейчас без этого никак нельзя организовывать перевозки».

Олег Белозёров также заметил, что через Россию существует три направления – через Монголию, Казахстан и Российский Дальний Восток, и для каждого есть своя грузовая база, возможности и преимущества. Также РЖД продолжают работу по продлению колеи 1520 в Центральную Европу, поскольку это даст заметную эффективность в грузоперевозках. Более того, логисты просчитали маршрут из Китая через Мурманский транспортный узел на восточное побережье США – он также представляется довольно интересным.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин сообщил о существующем интересе китайских компаний к транзиту продукции через Чукотку на Аляску и далее в Северную Америку. Этот маршрут пока немного футуристический, но он меняет всю транспортную картину мира. Ведь, по сути, привычное для россиян расстояние от Москвы до Тынды в этом случае окажется таким же, как от Тынды до Вашингтона.

Японские компании сейчас проявляют заинтересованность в инвестировании в российские проекты. Александр Мишарин призвал инвестировать их в модернизацию БАМа и Транссиба. Кроме того, заметил Александр Мишарин, проект модернизации Восточного полигона было бы эффективно завершить строительством мостового перехода на Сахалин, а с Сахалина на Хоккайдо. Последний переход оценивается в 500 млрд руб., но он сейчас приобретает все более актуальное звучание.

Впрочем, пока Китай заявляет практическую заинтересованность в создании двух относительно коротких коридорах «Приморье-1» и «Приморье-2», которые дадут возможность двум большим китайским провинциям Дзилинь и Хэйлудзян кратчайшим путем выйти на морские порты. И это реальные, экономически просчитанные проекты, которые позволят увеличить перевозки на 45 млн тонн грузов в год. Здесь у китайских компаний открывается широкий спектр возможностей, потому что речь идет не только о более легкой транспортировке товаров в южный Китай, но и вообще в другие государства Юго-Восточной Азии.

Заместитель председателя Народного правительства провинции Хэйлунцзян КНР Хайтао Ли заявил, что китайцы очень надеются на запуск этих коридоров и уже достигли больших подвижек во взаимоотношениях с дальневосточными коллегами по этому направлению.
«Сейчас объем перевозок нашей провинции в дальневосточные регионы России составляет 23 млн тонн в целом, но у нас огромный потенциал наращивания этой базы, – говорит Хайтао Ли. – Наш анализ показывает, что мы по «Приморью-1» можем выйти на 70 млн тонн, из них 7 млн контейнеров. Китайские прогнозы совпадают со сделанными в России. К примеру, наша провинция производит до 25 млн тонн одного зерна, и большую часть она отправляет на юг Китая. Кроме того, в нашу провинцию по этим же путям могли бы идти товары из Японии и Южной Кореи. Мы должны совместно с Россией развивать инфраструктуру и добиться эффективности и конкурентоспособности, снижения издержек транспортировки».

По сути, как заметили эксперты на дискуссии, 7 млн тонн контейнерных грузов – это порядка 500 тыс. 20-футовых контейнеров, что превышает прошлогодний объем оборота такого порта, как Владивосток. И сейчас стоит задача «склеить» всю цепочку, чтобы не было задержек грузов. Китайский представитель пояснил, что речь идет о новой логистике перевозок. «Мы хотим предложить российской стороне создать трансграничную производственную цепочку – вот основная суть нашего предложения», – заметил Хайтао Ли.
Форум | Инициатива

Реплика
Что обсуждается

Международный транспортный коридор «Приморье-1» (Харбин – Муданьцзян – Суйфэньхэ – Пограничный (Дунин – Полтавка) – Уссурийск – порты Владивосток, Восточный, Находка и далее морские линии) является сегментом транспортного коридора Суйфэньхэ, а «Приморье-2» (Чанчунь – Цзилинь – Хуньчунь – порт Зарубино и далее морские линии) входит в Туманганский коридор.

Автор: Сергей Плетнёв

ТЭГИ: ФОРУМ | ИНИЦИАТИВА | АТР

Новости

16 ч
16 ч
1 д
20 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»