Подписка 1520 - PDF

Путь без середины

Воскресенье, 21.08.2016 в 00:00
Путь без середины
Стороны фактически отказались от идеи замкнуть железнодорожные системы двух стран СНГ через территорию Афганистана. Построенные до самой афганской границы участки прекрасно впишутся в существующую сеть, уверяют железнодорожники Туркменистана и Таджикистана.

Туркмения уже два года не подписывает межгосударственный протокол, который должен утвердить окончательный вариант железнодорожного маршрута по афганской территории, заявил министр транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода.
«Когда мы обращаемся по этому вопросу в Министерство транспорта Туркменистана, нам отвечают, что документ находится на рассмотрении правительства», – сказал Шерали Ганджалзода.

Подписанный таджикской и афганской сторонами еще в 2014 году протокол урегулирует вопросы укладки путей по афганской территории. Речь идет о проекте строительства железной дороги из Туркмении в Таджикистан через территорию Афганистана. Это позволило бы Душанбе обойти транспортную блокаду со стороны соседнего Узбекистана.

Министр отметил, что ранее существовали спорные моменты по выбору маршрута через территорию Афганистана. «Были предложены два варианта. Протяженность короткого маршрута, который предложил Таджикистан, составляет 160 км. Предложенный афганской стороной маршрут составлял свыше 500 км. В итоге сторонам удалось договориться и подписать соответствующий протокол, направив его потом на подписание правительству Туркменистана», – сказал он.

Дорога призвана увеличить торговлю с Афганистаном, у которого нет железнодорожного сообщения с северными соседями. Кроме того, Таджикистан с ее помощью смог бы обойти территорию граничащего с ним на западе Узбекистана. Поезда между этими двумя республиками не ходят с ноября 2011 года, когда от взрыва пострадала линия Галаба – Амузанг, через которую проходило вс е железнодорожное сообщение южного Таджикистана. В частности, этим путем шли грузы для строительства Рогунской ГЭС, против появления которой резко возражал Ташкент. Узбекистан опасается, что плотина электростанции может лишить его части стока Амударьи.

Стоит отметить, что туркменская часть «афганской дороги» построена полностью, а в Таджикистане – наполовину (закончен ее северный участок). И местные железнодорожники уверяют, что эти пути востребованы даже без продолжения на афганской территории.

Туркменистан начал строительство первым, сразу после подписания президентами трех стран в марте 2013 года меморандума о железной дороге Туркмения – Афганистан – Таджикистан. В ноябре 2015 года закончилось строительство пути 85-километрового участка железной дороги Атамырат – Имамназар.

На участке еще продолжаются строительные работы, рассказал «Гудку» начальник отдела технической информации Министерства железнодорожного транспорта Туркменистана Гочмурат Гоков.

Ситуация со строительством железной дороги в Афганистане осложняется и тем, что в декабре 2015 года Азиатский банк развития (АБР) прекратил финансирование строительства железной дороги в Таджикистане, сославшись на военную нестабильность в Афганистане. Тем не менее госкомпания «Таджикская железная дорога» успела построить участок от Вахдата до Явана.
«Участок Вахдат – Яван длиной 40,7 км будет сдан в эксплуатацию в конце августа 2016 года, – заявил «Гудку» начальник управления наземного транспорта Министерства транспорта Таджикистана Курбон Саидов. – До границы с Афганистаном нам придется построить еще один участок длиной 50 км от Рогуна. Сейчас мы делаем его проект».

Если дорога в Афганистане так и не появится, ничего страшного не произойдет. «Все эти участки нужны нам самим. Они позволят закольцевать железнодорожное движение внутри страны, сеть которой не является единой», – отметил Курбон Саидов.

У отсутствия единой железнодорожной сети в Таджикистане есть две причины. Во-первых, в СССР строили, не обращая внимания на тогда внутренние границы республик. Во-вторых, маршруты зачастую обусловлены горным рельефом Таджикистана, который занимает 98% территории страны.
Проект | Корректировка

Автор: Павел Арабов

Новости

5 ч
5 ч
5 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»