Подписка 1520 - PDF

Подспорье бюджету

Воскресенье, 21.08.2016 в 00:00
Подспорье бюджету
Проектирование

Сергей Старых,
начальник Центра построения и развития бережливой производственной системы ОАО «РЖД»:

– Бережливое производство – выявление и устранение в технологических процессах потерь. Существует универсальный подход, который выделяет восемь основных видов потерь. А именно – перепроизводство, задержки (например, простой вагонов), излишняя транспортировка, излишняя обработка, избыток запасов, перемещение (затраты времени), дефекты и неиспользованный человеческий потенциал. Избыток запасов, в частности, происходит из цели предприятий максимально загрузить оборудование, рассчитывая таким образом повысить его эффективность и загрузить людей. Неправильный подход приводит к появлению дополнительных издержек. Однако и некоторое вспомогательное производство, которое не приносит ценности потребителю, необходимо.
В РЖД концепцию бережливого производства утвердили в 2010 году. Тогда почти 50 предприятий промышленного производства стали площадкой для применения его механизмов. И уже за первый год реализации проектов экономический эффект в масштабах сети достиг 5 млн руб. Теперь в полигон входят почти 2 тыс. линейных предприятий, а суммарный эффект от проектов превысил 1,4 млрд руб. По состоянию на 2015 год в компании запущены 4 тыс. проектов бережливого производства.
Устранение той или иной потери происходит за счет изменения технологического процесса, законодательной базы, процедур, увеличения эффективности производства. Это позволило нам добиться сокращения человеко-часов, времени циклов производства.
В РЖД реализуются два вида проектов – функциональные (в рамках одного структурного подразделения) и мультифункциональные (в масштабе всей сети и с большим эффектом). Последние, как правило, направлены на совершенствование организационного взаимодействия. Интегратором таких проектов зачастую выступает Дирекция управления движением РЖД, объединяющая разные подразделения. Такие проекты масштабны, однако не всегда предпочтительны перед функциональными.
Иногда важнее достичь не только экономического эффекта, но и сформировать культуру непрерывного улучшения. Для этого нужна проактивная позиция сотрудников. Пока мы ждем, когда импульс, который мы придаем, даст ожидаемый эффект и наши работники сами начнут совершенствовать свою деятельность.


Оценка

Тоомас Уйбоурин,
директор по стратегическому развитию управляющей компании АО «Эстонская железная дорога» (AS Eesti Raudtee):

– Эстонская железная дорога уже более 10 лет назад начала внедрение технологии бережливого производства. Уже тогда она позволила нам оптимизировать и пересмотреть многие процессы в компании. Мы сумели достичь максимального сокращения потерь в технологических процессах. В частности, в сфере грузовых перевозок мы успешно применяем электронные накладные, которые позволили отправлять и получать порожние вагоны по улучшенной схеме. А это сокращение простоев, экономия времени, затрат и человеческих ресурсов на обработку необходимой документации.
Естественно, похожие процессы на железнодорожном предприятии продолжаются, но активных проектов уже не так много. Как правило, текущая оптимизация связана с долгосрочными инвестициями. Для таких решений уже нужна глобальная оценка.
В этой связи мы разработали мотивационную систему для работников, которые могут предложить проекты, повышающие эффективность производства. Таких случаев довольно много, а значит, у нас получилось привить определенную культуру нашим сотрудникам.


Реформа

Канат Алпысбаев,
вице-президент по координации операционной деятельности АО «НК «КТЖ»:

– Повышение эффективности – стратегическая задача компании, поэтому мы постоянно внедряем передовые технологии в процессы организации и управления перевозками, сервисного обслуживания клиентов, содержания объектов инфраструктуры. А повышение эффективности производственных процессов в конечном итоге отражается на улучшении качественных показателей компании.
Бережливое производство является частью программы трансформации бизнеса. Для реализации схемы оптимизации мы выбрали три основных направления: люди (внедрение новой корпоративной культуры), процессы (реинжиниринг и интеграция) и технологии (масштабная автоматизация). Предполагается, что за три года мы сможем добиться необходимого результата. Активная фаза приходится на второе полугодие 2016-го и весь 2017 год. Но уже в 2015 году экономический эффект по направлениям составил 31,8 млрд руб. (170 млрд тенге).
Среди проектов КТЖ – приведение технологической платформы компании в соответствие с запросами рынка. Например, АСУ «Договорная и коммерческая работа» обеспечивает автоматизированную обработку заявок клиентов в режиме реального времени и сокращает время обработки заявки с 5 суток до 1 часа. При этом система сокращает время согласования заявок с информационными программами железнодорожных администраций стран ЕАЭС, например, на перевозку грузов в международном грузовом сообщении.
АСУ «Энергодиспетчерская» осуществляет контроль и оптимизацию расходов энергоресурсов, учет времени работы локомотивных бригад и обработку данных в автоматическом режиме. По нашим подсчетам, в 2016–2017 годах система обеспечит экономию топлива до 13%.
АСУ «Магистраль» проводит интеллектуальный мониторинг состояния пути, а также обслуживание по их фактическому состоянию. Сначала система работала на участке Астана – Курорт-Боровое протяженностью 227 км, но, показав свою эффективность, теперь осуществляется тиражирование проекта посредством сервисной модели по всем дистанциям пути (более 26 тыс. км).
При этом проекты формируются на системной основе. А масштабная модернизация активов, внедрение современных автоматизированных систем и инноваций наряду с усовершенствованием всех бизнес-процессов значительно повысят удовлетворенность клиентов и, соответственно, спрос на услуги КТЖ, что обеспечит максимизацию совокупной стоимости акционерного капитала и вклад в рост благосостояния страны.


Персонал

Йоуко Ярвинен,
начальник по планированию Службы технического обслуживания VR Group (Финляндия):

– Самое важное для нас – дать работникам возможность совершенствовать свою работу. Основное совершенствование процессов мы проводим в области технического обслуживания компании, чтобы подвижной состав мог находиться в депо самое минимальное время. Мы стремимся работать, как пит-лейн «Формулы-1», с которого техника очень быстро возвращается на трассу, а все процессы и роли продуманы заранее.
Специалисты VR Group подробно разбирают технологию проведения различных работ по обслуживанию – есть ли в процессе лишние этапы и можно ли улучшить предпосылки для выполнения работы, например, за счет переноса инструментов в другое место.
Наряду с совершенствованием процессов мы стараемся обучать персонал. Мы уверены, что у сотрудников масса идей, на реализацию которых необходимо систематически отводить время. Наши «инвестиции» в работников уже дают свои плоды. Например, слесари компании разработали единые стандартные технологии работы, позволившие сократить сроки прохождения ТО почти в два раза. С помощью японского метода 5S (сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование) удалось улучшить безопасность и комфортность производственных помещений и рабочих мест, повысив наряду с этим эффективность труда.
Кроме того, в компании применяется модель ежедневного управления. А именно – с помощью магнитно-маркерной доски и визуальных показателей рассматривается ситуация на каждый день. Благодаря этому нам удалось улучшить передачу информации внутри организации и осведомленность об оперативной обстановке всех сотрудников.
В настоящий момент мы работаем над тем, чтобы объединить преимущества, предоставляемые дигитализацией, с технологией бережливого производства.


Выбор

Андрей Олейник,
начальник службы технической политики и инвестиций БЖД:

– Мы только начали налаживать политику бережливого производства в компании – перед оптимизацией того или иного процесса проект проходит через финансово-экономическую комиссию, которая готовит технико-экономическое обоснование, доказывающее его необходимость и экономический эффект. На основе вынесенного решения начинается процедура подготовки и внедрения.
В частности, в настоящий момент мы реализуем проект электрификации гомельского направления до государственной границы, в том числе Молодечно – Гудогай. Пока мы реализуем первый этап, и эффект от его внедрения будет значительно позже – через год, в 2017 году.
Учитывая те преимущества, которые дает электрификация, к примеру, эффект от реализации проекта очевиден – повысится конкурентоспособность магистрали. Кроме того, на данных участках на 22% сократится потребление топливно-энергетических ресурсов, на 20,4% повысится весовая норма грузовых поездов, на 19–25% увеличится техническая и маршрутная скорость движения грузовых и пассажирских поездов.
Некоторые проекты дают результат только через 10 лет, но грамотный подход к бережливому производству всегда дает именно экономический эффект.
Спорная территория

Новости

4 ч
4 ч
4 ч
4 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»