Подписка 1520 - PDF

Лишние риски

Воскресенье, 07.08.2016 в 00:00
Лишние риски
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил доклад, согласно которому исполнение Парижского климатического соглашения несет риски, в том числе для железнодорожной отрасли России. В частности, сбор на выбросы грозит РЖД дополнительными затратами на электроэнергию и потерями грузовой базы.

Открывая «круглый стол» «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России», заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Светлана Ганеева отметила, что природоохранные вопросы неоднократно использовались развитыми странами в качестве инструмента глобальной конкурентной борьбы. А вот Россия в рамках международных соглашений всегда выполняла свои обязательства, хотя это и не несло для нее никаких выгод: ни экономических, ни политических.

Чтобы не возникало ситуации, при которой Россия исполнит свои намерения по сохранению климата на планете, даже в ущерб своим экономическим интересам, а ее партнеры – нет, необходимо оценить последствия возможных вариантов реализации Парижского соглашения в России, считает генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян.

Для этого он предлагает учесть экономические интересы страны и оценить возможности промышленности, не подрывая при этом конкурентоспособность. В частности, институт проанализировал последствия наиболее широко обсуждаемого варианта реализации Парижских соглашений в России – введение углеродного сбора.

Расчеты показывают, что такая мера спровоцирует ряд негативных экономических и социальных последствий, угрожающих национальной экономике, социальной стабильности, энергетической и продовольственной безопасности.
«Ввод сбора на выбросы в размере $15 на тонну эквивалента углекислого газа потребует ежегодных выплат порядка $42 млрд (2,66–3,3 трлн руб.), – отметил Юрий Саакян. – Объем этих выплат равен 3,2–4,1% ВВП за 2015 год, 19–24% доходов федерального бюджета на 2016 год или 35–45% суммарного объема Резервного фонда и Фонда национального благосостояния».

Он также добавил, что при ставке сбора в $35 на тонну эквивалента углекислого газа объем выплат составит 7,5–9,6% ВВП. Основные риски коснутся сферы ТЭК и отрасли промышленности, характеризующиеся высокой энергоемкостью или значительными удельными выбросами. А именно – металлургии, производства азотных удобрений и цемента. Дополнительные расходы таких предприятий составят до 75% выручки и до 615% EBITDA в предыдущие годы.

Кроме того, согласно докладу ИПЕМ ввод налога на выбросы негативно скажется и на состоянии железнодорожной отрасли России.

По данным за 2015 год, электроэнергия составляет более 10% расходов ОАО «РЖД» по перевозочным видам деятельности. Это означает, что новый налог потребует от железнодорожной компании 47–52 млрд руб. дополнительных расходов на оплату электроэнергии, что соответствует 3% от выручки компании или 13% от EBITDA.

Из-за низкой рентабельности компании дополнительные затраты повлекут за собой увеличение тарифов на услуги РЖД в размере 3%. А сокращение перевозки грузов вследствие снижения производства приведет к уменьшению выручки ряда операторов вагонов и самой компании.
«В 2015 году доля угля в общей структуре грузооборота РЖД составила более 39%, и принятие мер, направленных на ограничение потребления угля в России, негативно отразится на выручке железнодорожной монополии», – говорится в докладе.

Такой вариант повлечет за собой сокращение объемов перевозок грузов и снижение занятости в отрасли. По мнению экспертов, железнодорожный транспорт не находится в первых рядах пострадавших от возможного введения углеродного сбора или иного радикального варианта реализации Парижских соглашений в России. Однако все те отрасли, которые находятся под ударом, являются одновременно производителями или потребителями массовых грузов, ключевых для железной дороги. И крупные инвестиционные проекты компании, среди которых – обновление вагонного парка и ликвидация лимитирующих участков на сети железных дорог, могут оказаться под вопросом.
Экология | Издержки

Автор: Дарья Белоглазова

Новости

11 ч
11 ч
11 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»