Подписка 1520 - PDF

Территория роста

Воскресенье, 07.08.2016 в 00:00
Территория роста
Российский Дальний Восток уже привлек более триллиона рублей частных инвестиций в развитие производства, создает новые транспортные коридоры и заполнит грузами БАМ и Транссиб. Как полагают российские эксперты, нужно думать уже над тем, как эффективнее подключать к проекту развития ДФО регионы российского Зауралья, Сибирь и республики Средней Азии.

Как заявил на встрече с экспертами научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, новые механизмы развития макрорегиона уже позволили привлечь в общей сложности 1,137 трлн руб. инвестиций, из них более 1 трлн – частные. До конца этого года будет запущено 20 новых предприятий, а в 2017-м их количество вырастет до 60. Уже работают 12 территорий опережающего развития (ТОР), идет подготовка к запуску 13-й в Амурской области. Из общего объема инвестиций 22% составляют иностранные, из них 15% – китайские. Предполагается значительное увеличение грузоперевозок за счет сопредельных стран.

Государственный комитет по реформам и развитию Китая (аналог советского Госплана) гарантировал загрузку транспортных коридоров Хейлудзян – Находка (транспортный коридор «Приморье-1») и Дзилинь – Зарубино («Приморье-2») на уровне 45 млн тонн в год, причем, как полагает министр, эта цифра считается скорее по нижней планке.
«Проект реконструкции БАМа и Транссиба рассчитан на увеличение провозной способности на 66–68 млн тонн, а здесь мы сразу получаем 45 млн, – говорит Александр Галушка. – Мы рассчитываем уже на 2-м Восточном экономическом форуме во Владивостоке в начале сентября подписать определенные соглашения с китайскими компаниями, которые будут инвестировать в проект».

Китай получит возможность построить участок железной дороги по территории России с колеей 1435 до порта Зарубино, а Россия – на этом зарабатывать. Как показало недавнее исследование, Китай уже в целом вложил в экономику России более $33,5 млрд.

Особое место в проекте развития Дальнего Востока занимает Свободный порт Владивосток. Туда уже подали заявки более ста инвесторов, и эта зона будет генерировать и распределять большой грузопоток, который будет обрабатываться в порту.

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев предложил усилить работу с Японией по привлечению грузов на Транссиб.
«Китай сейчас заинтересован в развитии западной части своей страны и делает ставку на транспортировку продукции через Казахстан и выход в Россию в районе Оренбурга, – замечает Владимир Евсеев. – Это означает, что восточные части БАМа и Транссиба будут недозагружены. Привлечение Японии к контейнерным перевозкам позволило бы, во-первых, загрузить нашу сеть, а во-вторых, получить выгоду от определенной конкуренции между Японией и Китаем».

Как пояснил «Гудку» главный научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский, пока Китай действительно сделал только первые предложения по формированию Великого шелкового пути (ВШП) и прощупывает позиции тех государств, которые готовы принять участие в этом крупнейшем международной проекте.
«Для себя Китай уже сформировал концепцию ВШП, над ней поработали как минимум три государственных органа, – говорит Владимир Петровский. – Согласно этой концепции северный путь через Россию должен являться альтернативой и страховкой южному морскому поясу, проходящему через неспокойные воды, которые находятся под контролем США и их союзников. Китай в этом случае хочет снизить свои риски. Быстрой реализации ждать не стоит, это проект на десятилетия».

Декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов отметил, что сейчас изучается вопрос о совмещении проектов Великого шелкового пути с Евразийским экономическим союзом, и это в целом ставит вопрос о включении в орбиту сотрудничества с Китаем регионов России восточнее Урала, налаживания экономических связей и транспортных маршрутов. Поскольку очевидно, что Россия хочет играть роль моста между динамично развивающимся регионом АТР и Европой, то стоит вопрос формирования совместной платформы стратегического развития между Россией и странами АТР.
«Мы готовы участвовать в проекте совместного стратегического планирования со странами АТР. Как раз подобными проектами занимается созданный консорциум институтов России, Китая, Японии, Республики Корея, Сингапура и Норвегии», – подчеркнул Сергей Караганов.
Интеграция | Маршрут

Автор: Сергей Плетнев

Новости

12 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Маршрут»

Суббота, 22.09.2018 в 21:39
Суббота, 25.08.2018 в 00:24