Подписка 1520 - PDF

Альтернатива есть

Воскресенье, 17.07.2016 в 00:00
Альтернатива есть
Соответствующие изменения в указ о мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов внес Президент России Владимир Путин. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Как пояснили в Федеральной таможенной службе РФ, запрет касается транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок товаров, на которые в России применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от нуля, а также на товары, включенные в «санкционный» перечень. В него входят сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие. Кроме того, этот порядок распространяется не только на украинские товары, но и на перевозки из третьих стран, к примеру, из Турции и отдельных стран Европейского союза.

До внесения изменений указом президента вводились временные ограничения с 1 января до 1 июля 2016 года, и Киргизия в нем не упоминалась.
«Поэтому формально транзит из Украины в сторону этой республики под ограничения не попадал. Но Киргизия и Казахстан – близкие соседи с развитым транспортным сообщением, основные маршруты в сторону Бишкека проходят через территорию Казахстана, и это позволяло обойти ограничения украинского транзита по формальным основаниям. Новый указ закрывает этот пробел. Но если предыдущий документ лишь устанавливал порядок транзита грузов – только через территорию Белоруссии и только в опломбированном виде, то новый вводит прямой запрет на автомобильные и железнодорожные перевозки товаров», – отметил эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

Впрочем, Казахстан, который столкнулся с ограничениями раньше, уже сориентировался в новых условиях. В конце июня Министерство по инвестициям и развитию республики обнародовало рекомендации местным перевозчикам воспользоваться альтернативными маршрутами в обход России по транспортному коридору ТРАСЕКА. В частности, через Грузию, Азербайджан и по Каспийскому морю в казахстанский порт Актау, а также через Турцию, Иран, Туркменистан и Узбекистан.

В целом ограничение транзита из Украины связано с тем, что он идет через единую таможенную территорию, границы которой не совпадают с национальными. Но выход из ситуации есть и у Киргизии, считают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
«Основным торговым партнером Киргизии является РФ. По торговому балансу, обороту с Россией республика демонстрирует показатели даже выше, чем у соседнего Китая. Казахстан идет по ТРАСЕКА, где есть две перегрузки: железная дорога – море. И Киргизия гипотетически может идти по этому пути: через Каспий она имеет выход на южные порты Украины. Кроме того, на мой взгляд, объем украинских грузов, следующих в Киргизию, стремится к нулю. Нефтепродукты, древесина, химия идут из России, а зерновые – из Казахстана», – говорит начальник отдела железнодорожного транспорта департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Дмитрий Голополосов. Поэтому введение запрета для Киргизии не станет критичным, к тому же сообщение с Украиной есть и через Белоруссию.

Обе республики имеют возможность обратиться к российскому правительству за разрешением на автомобильные и железнодорожные перевозки отдельных товаров через РФ при условии соблюдения установленного порядка. Такой вариант предусмотрен президентским указом. И на железнодорожном транспорте эти моменты легче контролировать. «У нас перевозка идет по накладной международного образца, то есть перевозчик отвечает за сохранность груза, и, когда он оказывается на территории РФ, страхуется не только пломба, но и его ответственность. И если груз, который следует, к примеру, в Киргизию, окажется на территории РФ, это будет нарушением договора транспортной экспедиции, ответственности перевозчика и таможенных процедур. Таким образом, есть три документа, страхующих от подобной ситуации. Плюс действует система договоров по гражданскому законодательству. И если все же груз попадает на территорию России и на него вводят переадресацию, то речь может идти уже об уголовной ответственности», – отметил Дмитрий Голополосов.

Тем не менее запрет негативно скажется на объемах автомобильных и железнодорожных перевозок, ведь предыдущая версия документа устанавливала порядок, но не запрещала сами перевозки, пусть и по ограниченному перечню товаров, считает Алексей Калачев.
«Альтернативные маршруты, предлагаемые Казахстаном, являются далеко не оптимальными, хотя и единственно возможными. Перевалка через морские порты Черного или Каспийского морей резко увеличивает транспортное плечо, усложняет логистику, повышает цену доставки, что в конечном счете скажется на стоимости товаров», – резюмировал эксперт.

В то же время Украина пытается отстоять свои экспортные объемы. По сообщению Минэкономразвития, Казахстану предложено потребовать от России отмены ограничений на транзит украинских товаров. Однако Казахстан предпочитает воспользоваться предусмотренным в указе послаблением и приватно договариваться с РФ. По официальной информации Национальной палаты предпринимателей РК «Атакемен», в настоящий момент запланированы переговоры по транзиту из Украины с представительством ФТС в республике. Также состоялась предварительная рабочая встреча, где стороны обсуждали категории товаров, включенных в перечень. Но окончательное решение будет приниматься на правительственном уровне двух стран. После осмысления ситуации возможность сесть за стол переговоров остается и для Киргизии.
Маршрут | Ограничение

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

5 м
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Маршрут»