Подписка 1520 - PDF

Запутанные, но удобные

Среда, 06.07.2016 в 00:00
Запутанные, но удобные
В работе с пассажирами нашлось два общих слабых места: слишком сложные для понимания ценовые предложения и неглубокая продажа билетов. Это следует из материалов, подготовленных консалтинговой компанией Steer Davies Gleave.

Главное управление Европейской комиссии по мобильности и транспорту раскрыло результаты «Исследования о ценах и качестве железнодорожных пассажирских перевозок». Эта масштабная работа охватывает все государства – члены ЕС (за исключением Кипра и Мальты, которые не имеют железных дорог), а также Норвегию и Швейцарию. Железные дороги сравнивались как друг с другом, так и с конкурирующими видами транспорта – личными автомобилями, автобусами и авиацией. Все перевозки для целей исследования были разделены на четыре категории по протяженности: местные, междугородные короче 300 км, междугородные длиннее 300 км и международные.

Проводившая работу Steer Davies Gleave – независимая консалтинговая фирма, специализирующаяся на исследованиях транспортного сектора. Основанная в 1978 году в Великобритании, сейчас компания принадлежит своим сотрудникам, а ее бизнес распределен между 16 офисами по всему миру.

Главный вывод – европейцы любят передвигаться железнодорожным транспортом. За десятилетие с 2003 по 2013 год работа выросла на 17%, до 424 млрд пасс.-км.

И правительства внимательно следят за состоянием перевозок. Так, две трети перевозок было выполнено по так называемому PSO (public service obligation) – фактически это европейский аналог российской естественной монополии. В этом случае тарифы часто, но не всегда тоже устанавливаются чиновниками.

Но только в Эстонии, Ирландии, Греции и Люксембурге все внутренние железнодорожные пассажирские поездки выполняются такой монополией. В остальных странах либерализация доступа к железнодорожным сетям идет двумя путями. Либо на конкурсной основе определяется оператор, получающий эксклюзивное право на пассажирские перевозки по конкретному маршруту. Либо операторы непосредственно – «на колее» – конкурируют за пассажиров на определенном маршруте или всей сети.

Но вот на цены доминирующего игрока конкуренция напрямую почти нигде не повлияла (например, как в Великобритании), хотя новички временами устанавливают тарифы до двух раз ниже существующих, иногда даже ниже уровня рентабельности (например, в Чехии). И только в Швеции на линии Стокгольм – Гетеборг введение конкуренции заставило «старого» оператора снизить свои тарифы.

Но в общем европейцы вполне довольны железнодорожным сервисом: 51% респондентов оценил свой опыт железнодорожных перевозок как отличный или хороший. В Западной Европе уровень удовлетворенности выше, однако Германия и Дания выглядят хуже по сравнению со своими северными соседями, а Латвия значительно опережает другие страны Балтии. В общей массе удовлетворенность от поездов выше, чем от вокзалов (55% пассажиров поставили первым оценку «отлично» или «хорошо»).

Железные дороги прекрасно освоили доступные рыночные ниши и успешно конкурируют с другими видами транспорта. Например, средняя стоимость километра пути зависит от средней скорости. Если проехать по железной дороге можно быстрее, чем на личном автомобиле, автобусе или самолете, то заплатить придется больше. Если затраты времени примерно равны, то и цены не различаются.

Из ряда сильно выбиваются французские железнодорожники, которые со своей прекрасно развитой сетью сверхскоростных дорог и поездами AGV оставляют позади по затратам времени на поездку даже авиалинии. При этом цена проезда там соответствует средней по Европе. Неудивительно, что французы наезжают поездами на 60% больше среднеевропейского (1,35 тыс. пасс.-км на человека).

Впрочем, консультанты из Steer Davies Gleave нашли два узких места, в которых железные дороги явно уступают конкурентам. Во-первых, это чрезвычайно запутанная система скидок, которые могут зависеть от способов оплаты (наличными или картой), времени года, продолжительности абонемента (неделя или год), в один конец или туда и обратно. Зачастую тарифы зависят от времени суток (поездка днем или ночью), дня недели (выходные или рабочие дни). Иногда дешевле оказывается покупать билеты непосредственно перед отправлением поезда. Если прибавить к этому совершенно разные уровни цен на пригородные и национальные перевозки в разных странах ЕС, то понятно почему сравнить их аналитики Steer Davies Gleave не смогли и предложили постараться «держать тарифы простыми и прозрачными».

Второе узкое место железнодорожников – небольшая глубина продажи билетов. Это связано с трудностями согласования движения с владельцами инфраструктуры, поэтому в большинстве случаев в Европе получится купить железнодорожный билет самое большее за три месяца до дня поездки. В то же время авиакомпании предлагают чрезвычайно низкие тарифы при продаже билетов на срок до полугода, а иногда до года. Так что, просто увеличив срок предварительной продажи, железнодорожники смогут получить деньги путешественников, заранее планирующих отпуск.
Соседи | Опыт

Автор: Павел Арабов

Новости

9 ч
10 ч
10 ч
10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»