Подписка 1520 - PDF

Регулятором назначат рынок

Среда, 06.07.2016 в 00:00
Регулятором назначат рынок
Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) протестирует дерегулирование тарифов на перевозку нефтепродуктов на железнодорожном транспорте.

Этот вопрос обсуждался на Методическом совете по тарифному регулированию ведомства. Кроме того, одновременно рассматривался вариант перехода от ценового регулирования транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам к мониторингу тарифов. С такой инициативой выступило ОАО «АК «Транснефть».

По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, в части регулярного грузового сообщения нефтеналивных грузов ведомство готовит мероприятия по проведению пробных торгов в этом сегменте рынка, а также соответствующие программы.
«В ближайшее время мы привлечем всех интересантов к обсуждению этого вопроса. Речь идет как о нефтеперерабатывающих заводах, так и о грузоотправителях, операторских компаниях и перевозчиках. В целом к этой работе, которую планируется провести в течение июля-августа, будут привлечены все участники рынка», – пояснил он «Гудку».

В свою очередь, изменение схемы тарифообразования на трубопроводном транспорте будет обсуждаться на правлении Антимонопольной службы.
«Анализ показал, что доля «Транснефти» и ее предприятий составляет порядка 10%, в отдельных случаях – чуть больше от общего объема на рынке услуг, связанных с транспортировкой нефтепродуктов. Именно поэтому обсуждается возможность дерегулирования этого сегмента. При этом мы понимаем, что ситуация остается на контроле ФАС. Мы также будем контролировать и вопросы, связанные с доступом к системе магистральных нефтетрубопроводов. Задача сделать так, чтобы при дерегулировании были более гибкими взаимоотношения пользователей с «Транснефтью» и в то же время их интересы не были ущемлены. Таким образом, от прямого тарифного регулирования мы переходим к антимонопольному контролю и регулированию. В этом случае ситуация на рынке будет по прежнему устойчивой», – уточнил Анатолий Голомолзин.

В то же время операторы считают переход на дерегулирование вполне разумным.
«Тарифы действительно должны зависеть от цены нефти и нефтепродуктов. Поэтому такой механизм будет интересным. В последнее время перевозки нефти по железной дороге значительно уменьшаются, в частности за первое полугодие 2016 года – на 16%. И «Транснефть» перетягивает на себя значительный объем перевозок. Поэтому работа полезная, только не следует делать поспешных выводов. Нужно до окончательного решения провести детальный анализ с привлечением всех участников рынка и с учетом их мнения», – отметил генеральный директор ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев.

По оценке экспертов Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в настоящий момент тарифы на транспортировку нефтяных грузов трубопроводным транспортом не могут превышать коэффициент 0,7 к уровню тарифов на транспортировку железнодорожным транспортом. Однако в основном они ниже установленных границ и достигают разницы в несколько раз.
«Это говорит о том, что отсутствует конкуренция между трубопроводным и железнодорожным транспортом. Например, если на определенном маршруте для перевозки сырой нефти используется железнодорожный транспорт, так как нет альтернативных вариантов, то при введении в эксплуатацию трубопроводного транспорта груз неминуемо уходит с железных дорог в трубу. И только когда необходимо сохранить высокое качество нефтепродуктов, будет использоваться исключительно железнодорожный транспорт, независимо от стоимости перевозки в трубе», – пояснил «Гудку» руководитель отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМа Александр Слободяник.

По его мнению, дерегулирование тарифов на транспортировку нефтяных грузов трубопроводным транспортом в пользу мониторинга может привести к росту тарифов на определенных направлениях транспортировки, что негативно скажется на грузовладельцах. Но при таком варианте есть и плюсы – это повышение привлекательности отрасли для новых участников рынка, так как появится возможность сократить период окупаемости инвестиций. Однако чтобы взвесить все за и против, то есть риски и выгоды новой схемы, необходимо провести детальный анализ, как дерегулирование отразится на всех участниках рынка.
Власть | Тариф

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»