Подписка 1520 - PDF

Кредит с подтекстом

Воскресенье, 19.06.2016 в 00:00
Кредит с подтекстом
Международный банк Азербайджана (МБА) согласовал выделение кредита Ирану в размере $500 млн на строительство железной дороги Решт – Астара.

Договоренности достигнуты в ходе визита азербайджанской делегации в Иран. Одна из целей визита состояла в том, чтобы проинспектировать ход строительства коридора на сопредельной территории.

Как заявил заместитель министра дорог и городского строительства Ирана Али Нурзад, сейчас стороны обсуждают условия и другие детали кредита. Он также сообщил, что участок железной дороги Казвин – Решт в рамках этого же проекта готов на 93% и будет сдан в эксплуатацию к марту 2017 года.

Эксперты полагают, что инициатива по финансовому обеспечению проекта исходила от азербайджанской стороны. МБА явно сделал предложение Ирану, от которого невозможно отказаться, тем более что протокольные договоренности по строительству участка в рамках меморандума или соглашения озвучены давно.
«Кредит будет предоставлен на очень льготных условиях, потому что это чисто политический проект. На данный момент на этом направлении очень небольшой объем грузоперевозок. И в строительстве дороги скорее заинтересован Азербайджан, чем иранские партнеры, для которых этот транспортный коридор не является приоритетным. Причина в том, что он создаст конкуренцию для уже существующего трафика из иранского Бандарабаса на юг Каспийского моря и оттуда паромами до Астрахани, где грузопоток налажен», – говорит эксперт по инфраструктуре Всемирного банка в Азербайджане Гаджи Гусейнов.

По его оценке, изначально такая схема кредитования проекта предусмотрена не была, но из-за того что сроки затягивались и со стороны Ирана, скорее всего, начались ссылки на нехватку денег, Азербайджан решил финансово простимулировать партнеров. Вероятно, на условиях, которые предоставили Грузии на строительство коридора Баку – Тбилиси – Джейхан, то есть 1% годовых на 15 или 17 лет. Это условия, практически приближенные к лучшим донорским, например Всемирного банка или Азиатского банка развития. Так что этот кредит трудно назвать коммерческим. «В настоящий момент в Баку произошло очень значительное повышение курса доллара к манату. Основной аргумент, что МБА скупает иностранную валюту в больших объемах, наверняка под этот кредит. Притом что государство регулирует курс маната за счет выброса денег на аукционы. Нефтяной фонд выделяет в долларовом эквиваленте в среднем по 50 млн в день. Их скупают частные банки, а затем продают. В последние два-три дня спрос на доллар превосходил предложение в 10 раз», – отметил Гаджи Гусейнов.

При наличии средств строительство участка Решт – Астара должно довольно быстро завершиться. «Там осталось протянуть несколько десятков километров. Причем на участке Решт – Астара условия весьма благоприятные – нет гор. Основные тяжелые участки были в Казвине, и они уже пройдены. И Азербайджан весьма заинтересован в стыке с Ираном, так как сразу получает колоссальное количество транзита через азербайджанские дороги из России, а это самая привлекательная часть экспорта. В свою очередь, и Иран также становится транзитером, дальше грузы пойдут на Индию, где необъятный рынок для будущего товарооборота. В контейнерах из Мумбаи груз пойдет в Бандарабас, оттуда на железную дорогу в Россию по коридору «Север – Юг»,– считает эксперт Координационного транспортного совещания СНГ Чингиз Измайлов.

Кроме того, дополнительную прибыль Азербайджан получит и от замены колесных пар на собственной территории. В Иране ширина колеи – 1430, у Азербайджана – 1520. «Обменным пунктом» станет Астара. Так что целевой и льготный кредит вполне может оправдаться в виде подъема национальной экономики.
Инвестиции | Приоритет

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

4 ч
5 ч
5 ч
5 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Маршрут»