Подписка 1520 - PDF

Холостой ход

Воскресенье, 19.06.2016 в 00:00
Европейская счетная палата завершила целевой аудит и обнародовала специальный отчет «Грузовой железнодорожный транспорт в ЕС: до сих пор не на правильном пути». Он свидетельствует, что доля грузоперевозок по железной дороге в ЕС сократилась с 2011 года, несмотря на поставленную ранее Еврокомиссией цель нарастить ее и долговременные усилия в этом направлении. В ведомстве пришли к неутешительному выводу: грузовой железнодорожный транспорт проигрывает конкуренцию с автотранспортом на протяжении 15 лет.

Аудиторы рассматривали производительность железнодорожных грузоперевозок в ЕС с 2000 года. В период с середины 2014 года до середины 2015 года они также проинспектировали пять стран: Чехию, Германию, Испанию, Францию и Польшу.

Специалисты Счетной палаты указывают, что Евросоюз вложил в железнодорожные проекты около 28 млрд евро бюджетного финансирования в период с 2007 по 2013 год. Однако, несмотря на эти инвестиции и приоритет перевозок по железной дороге, установленный Еврокомиссией, железнодорожным операторам не удается эффективно отвечать на конкуренцию со стороны автоперевозчиков, а производительность грузоперевозок в целом остается неудовлетворительной.

Аудиторы установили, что грузоотправители явно предпочитают автомобильные дороги железным. И хотя некоторым странам (например, Австрии, Германии и Швеции) удалось достичь лучших результатов, общая доля в сфере грузоперевозок снижается. Кроме того, средняя скорость грузовых составов в ЕС остается очень низкой – около 18 км/ч на многих международных маршрутах.

В Счетной палате ЕС отмечают, что единому европейскому железнодорожному пространству еще предстоит пройти долгий путь, – в настоящий момент сеть железных дорог Европы по большому счету остается системой отдельных национальных сетей с различными контролирующими органами и разнообразными правилами, регулирующими выделение путей, управление и ценообразование. Процедуры управления движением не приспособлены к потребностям грузоперевозок даже по специальным грузовым коридорам: плата начисляется за каждый пройденный поездами километр, что не всегда выполняется для автомобильного транспорта.

В трёх из пяти посещенных аудиторами стран (Польше, Чехии и Германии) в 2007–2013 годы большая часть средств ЕС была вложена в автомобильные дороги, а не в железнодорожную инфраструктуру, при этом специально выделенные фонды использовались в основном не для целевых потребностей железнодорожных грузовых перевозок. В Счетной палате также отмечают, что на производительность и стабильность грузоперевозок может влиять низкое качество обслуживания железнодорожной сети.

Аудиторы рекомендуют Еврокомиссии и странам ЕС целенаправленно заняться устранением слабых мест либерализации рынка, процедур управления движением, административных и технических ограничений, контроля и прозрачности исполнения в секторе и справедливой конкуренции между различными видами транспорта. Для повышения эффективности использования средств ЕС они рекомендуют более последовательно вести отбор, планирование и управление проектами и техническое обслуживание сетей.

Ответственный член Европейской счетной палаты Ладислав Балко подчеркнул, что выделение дополнительного финансирования не решит выявленные аудиторами проблемы, если над ними не работать адресно.
«Комиссия и государства-члены должны помочь операторам подвижного состава и инфраструктуры улучшить надежность, регулярность, гибкость, клиентоориентированность, время и стоимость транспортировок», – заключил он.

В Европейской грузовой железнодорожной ассоциации (ERFA) выразили согласие с основными выводами отчета, отметив, что многие из поднятых вопросов хорошо известны и нужна откровенная дискуссия по ним.
«Клиенты выбирают железную дорогу, опираясь не на приоритеты политики ЕС, а на бизнес-решения с учетом производительности и качества», – подчеркнули в ERFA.
Конъюнктура | Результат

Автор: Кирилл Сотников

Новости

6 ч
7 ч
7 ч
7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости