Подписка 1520 - PDF

Теряем пассажира

Понедельник, 23.05.2016 в 00:00
Теряем пассажира
Участники 64-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, открывшегося вчера в Тбилиси, констатировали сокращение объемов грузовых и пассажирских перевозок в 2015 году.

Ведущий заседание президент ОАО «Грузинская железная дорога» Мамука Бахтадзе отметил, что на все виды перевозок продолжает оказывать отрицательное влияние сложная экономическая конъюнктура на мировых рынках. Железнодорожные администрации «пространства 1520» общими усилиями перевезли в 2015 году чуть более 1,9 млрд тонн грузов (–1,6% к показателям 2014 года). Но пассажирский сегмент сужается на фоне кризиса особенно стремительно. Объемы перевозок упали за год сразу на 34,4%.
«За три года железные дороги потеряли 41,1 млн пассажиров, – сообщил в своем докладе председатель Дирекции Совета Петр Кучеренко. – В 2012 году пассажирооборот оценивался в 61,6 млн человек, в 2015 году – всего 20,5 млн. За пять лет число поездов в международном сообщении сократилось с 280 в 2007-м до 124 (прогноз к графику 2016/2017. – Ред.). Основные причины отмены пассажирских поездов – высокая стоимость проезда».

Глава Дирекции впервые на пленарном заседании привел пример из реальной ценовой политики администраций. При заказе билетов на направлениях Ташкент – Москва и Рига – Москва сравнили действующие тарифы авиаперевозчиков и железнодорожников.

В первом случае у «Аэрофлота» цены оказались ниже, чем в поезда формирования «Узбекских железных дорог» даже в плацкарт. Билет в поезд стоит 11130 руб., на полет экономклассом – 10451.

Скидки и программы лояльности, предлагаемые администрациями, по словам Петра Кучеренко, ситуации явно не исправляют. Стоимость проезда остается главным аргументом.

Как рассказал «Гудку» заместитель начальника департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» ОАО «РЖД» Юрий Худяков, администрации зачастую ведут эффективные переговоры по повышению экономичности маршрутов. Есть положительные примеры сотрудничества с Литвой, Латвией, Финляндией. Идет переговорный процесс по поездам из Алма-Аты и Астаны.

В целом же количество перевезенных пассажиров в международном сообщении сокращено всеми железнодорожными администрациями.

Наибольший уровень падения объемов перевозок пассажиров произошел на железных дорогах Украины – более чем в 2 раза – и составил 47,8% к уровню 2014 года, в том числе ввоз пассажиров на территорию Украины снижен на 47,7%, вывоз – на 51,3%, транзит – на 56%. Также значительное снижение объемов перевозок пассажиров в международном сообщении к объемам 2014 года произошло на железных дорогах Эстонской Республики (56,7% к аналогичному периоду 2014 года), Азербайджанской Республики (58,7%) и Туркменистана (62,9%).

За истекший период года общий пассажирооборот снизился на 34,4% и средняя дальность перевозки пассажиров – на 3,3%.

Уровень выполнения графика движения поездов по отправлению с начальных станций улучшен по сравнению с предыдущим годом на 0,2%.

На железных дорогах Российской Федерации улучшено выполнение расписания по отправлению с начальных и первой пограничной станции на 0,68% и составило 99,09%, по прибытию на станции посадки, высадки пассажиров в пути следования улучшено на 2,20% (до 97,95%), по прибытию на станции назначения и последние пограничные станции улучшено на 0,81% (до 98,44%).

Общее количество поездов, принятых по межгосударственным стыковым пунктам с опозданием, снизилось на 34,8% (2014 год – 3461 поезд, 2015 год – 2256 поездов), а принятых с задержкой на 30 минут и более снизилось на 55,0% (2014 год – 807 поездов, 2015 год – 363 поезда).

На грузовых перевозках продолжают сказываться сложные экономические условия. В целом ситуация в сегменте стабилизируется (см. таблицу).

Грузооборот сократился на 1,6% и составил 2809,1 млрд ткм, а средняя дальность перевозок грузов увеличилась на 2,6% и достигла 1445,2 км.

Перевозки грузов в международном сообщении уменьшились относительно уровня 2014 года на 9,2% и составили 14,86% от общих объемов перевозок.

Как говорится в статистическом отчете к заседанию, стабильность демонстрируют лишь результаты контейнерных перевозчиков. В частности, погрузка грузов в контейнерах за отчетный период 2016 года составила 6,8 млн тонн и превысила плановые показатели на 9,8%. Оборот крупнотоннажных контейнеров ускорился на 0,2 суток.

Отметим, что контейнерные перевозки сохраняют стабильность даже на фоне сокращения импорта в СНГ и странах Балтии. Часть администраций-аутсайдеров общей картины не меняют.
«Причины такого явления вполне объективны, – рассказал «Гудку» генеральный директор АО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков. – Сервис для грузоотправителей, ускорение оборота подвижного состава, гибкие тарифные инструменты позволяют контейнерным операторам оставаться конкурентоспособными и на фоне кризиса. Обратите внимание только на информационные сервисы, быстрые темпы изменений в форме работы с перевозочными документами, удобными для клиента. И это приносит свои плоды. Например, увеличивает темпы контейнеризации грузопотока даже в условиях кризиса».

На 64-м заседании Совета участники рассмотрели и внесли изменения в несколько важных документов. В частности, в Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями, Правила расчетов за перевозки скоропортящихся грузов и пользования парком изотермических вагонов, Положение о порядке продления назначенного срока службы локомотивов, Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов. Подробнее о нормативной базе читайте в следующих номерах.

Кроме того, принято решение об остановке деятельности рабочей группы, занимавшейся вопросами Единой системы управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУПГВ). В условиях роста частного парка на общей сети и профицита подвижного состава изменения в нормативную базу по этой проблеме решено отложить.

Интеграция | Совет

Автор: Сергей Черешнев

Новости

5 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»