Подписка 1520 - PDF

Эффект неизвестен

Пятница, 29.04.2016 в 00:00
Эффект неизвестен
Министерство экономики республики подготовило предложения, предусматривающие рост тарифной нагрузки на пассажирские перевозки, введение более гибких тарифов для грузовых перевозок со следующего года и объединение всех транзитных предприятий в одну отрасль. В настоящий момент они отправлены на согласование в парламент.

По расчетам чиновников, эти меры должны увеличить конкурентоспособность Eesti Raudtee AS (Эстонская железная дорога, ЭЖД).

По словам главы министерства Кристена Михала, увеличение тарифов на пассажирские перевозки позволит государству сэкономить: финансирование и дотации на убыточный сектор отрасли могут быть пересмотрены. И наоборот, гибкость в грузовых тарифах должна оживить перевозки, падение объемов которых в ведомстве связывают со спадом экономики в целом и, как следствие, перенаправлением потоков на российские порты. Что касается создания новой транзитной отрасли, то объединение железнодорожного, автомобильного и морского видов транспорта позволит увидеть целостную картину существующих транспортных коридоров и координировать грузопотоки по ним.

В ЭЖД оценивают предложения профильного министерства со значительной долей политкорректности.
«Целью и назначением Эстонской железной дороги является возможность предложить своим клиентам быстрые и качественные услуги. Поэтому мы приветствуем возможность учитывать различные потребности клиентов и сможем предложить гибкие цены для каждого из них. Кроме того, железная дорога является составной частью транзитной цепочки Эстонии, и мы считаем, что плотное и эффективное сотрудничество между каждой ее частью имеет важное значение», – сообщила «Гудку» менеджер по связям с общественностью ЭЖД Лийна Халлик.

В то же время председатель профсоюза железнодорожников Эстонии Олег Чубаров считает сомнительными в плане эффективности как минимум два из трех предложений министерства.
«Мы с Кристеном Михалом эту тему обсуждали, нас интересовало, каким образом объединение транзитных секторов, управление которых предлагается передать в одни руки, повлияет в целом на объем грузоперевозок. Но позиция министерства однозначна: сотрудничество между предприятиями должно быть. Возникает вопрос: что мешает такому сотрудничеству сейчас, когда все государственные компании тянут одеяло на себя? Но если все-таки будет выработана единая политика в транзитных перевозках, то можно ожидать положительных результатов», – заявил он «Гудку».

Кроме того, в Минэкономики уверены, что объединение – это хорошая возможность для ротации кадров из одной структуры в другую. Однако и здесь профсоюз выразил скепсис, так как машинист или летчик вряд ли смогут быстро переквалифицироваться, к примеру, в капитана корабля или наоборот. Даже переобучение на вождение тепловозов той или иной марки и получение соответствующего сертификата требует времени. Обмен может быть успешным только на уровне технического персонала или топ-менеджмента компаний. В частности, для уборщицы нет принципиальной разницы, в каком помещении мыть полы, а для управленца – в какой структуре заниматься бизнесом.
«Введение гибких тарифов на грузовые перевозки кажется логичным, – уточняет председатель профсоюза. – Но в разговоре с министром я сделал акцент на сложившейся тенденции. До 1993 года перевозилось до 8 млн тонн железнодорожным транспортом, а сейчас – 2,5 млн. Это говорит о том, что за этот период перевозки взял на себя автотранспорт. Но при этом есть очереди на границах, аварийность на дорогах, отсутствие платы за инфраструктуру у автоперевозчиков – словом, много проблем, которые нужно решать комплексно. А гибкие тарифы – это лишь один из способов вернуть прежние объемы. В министерстве профсоюзу пообещали, что к 2018 году будет принят законопроект о введении тарифов на дорожную инфраструктуру для транзитных автоперевозчиков».

Однако убыточную «пассажирку» сделать прибыльной за счет повышения тарифов вряд ли получится. Доход от продажи билетов в настоящий момент составляет до 30% от прибыли предприятия. Остальное – государственные дотации. И удорожание билетов приведет к тому, что пассажиры пересядут на автомобильный транспорт. Таким образом, новые пассажирские составы, которые приобретались ЭЖД под увеличение пассажиропотока, не будут востребованы, уверен Олег Чубаров.

По его словам, министр обещал, что после рассмотрения предложений в правительстве разговор продолжится с работодателями и профсоюзами. Ожидается, что переговоры состоятся осенью 2016 года. И это будет первый случай, когда важные преобразования в транспортной отрасли республики будут обсуждаться с участием всех заинтересованных сторон.
Инициатива | Реформа

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

10 м
19 м
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»