Подписка 1520 - PDF

Потребуются опыт и кадры

Пятница, 29.04.2016 в 00:00
Потребуются опыт и кадры
Президент Азербайджана дал старт применению закона «О специальном финансировании инвестиционных проектов в связи со строительством и инфраструктурными объектами».

Документ предусматривает использование модели «Строй, Управляй, Передавай» (Boot – Operate – Transfer, ВОТ) при строительстве огромного количества объектов. В частности, железных дорог, магистралей и шоссе, мостов, тоннелей, морских и гражданских аэропортов, логистических центров и других социальных и культурных объектов.

В рамках ВОТ расходы инвесторов будут оплачены за счет покупки произведенной продукции полномочным органом или потребителями. Но если эта схема не сработает, инвестору будет выплачена материальная помощь. При этом срок договоров, заключенных по такому принципу, ограничен – не более 49 лет. Полномочия по их подписанию и приему объектов в эксплуатацию переданы Министерству экономики. Однако до этого еще далеко, так как прежде кабинету министров предстоит в течение двух месяцев подготовить требования к инвесторам, условия договоров и порядок определения стоимости оказанных услуг и произведенных товаров за счет инвестиций.

В ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД) с нетерпением ожидают легализации предлагаемой модели.
«У нас принята Государственная программа по развитию железных дорог на 2016–2020 годы, которая предусматривает поддержку государства по ряду позиций. Но есть и отдельные направления работы, куда мы хотели бы привлечь частных инвесторов. Так, по коридору «Север – Юг» у нас есть планы по замене устройств сигнализации, централизации и блокировки, а также путевого хозяйства. Также актуальны для нас вопросы капитального ремонта. К примеру, сейчас мы его только начали на линии Баку – Тбилиси – Карс, а также на участке Аликенд – Уджар железной дороги Баку – Беюк-Кесик, имеющей протяженность 600 км. Также необходима реконструкция нескольких железнодорожных станций. Поэтому нам интересна предлагаемая государством модель ВОТ, если она поможет привлечь инвесторов», – говорит главный инженер департамента грузовых перевозок АЖД Нариман Нагиев.

В то же время, отметил представитель железнодорожной администрации АЖД в Москве Рафик Зейналов, для успешного взаимодействия по ВОТ необходимо иметь представление о финансовых возможностях инвестора, его представлениях о железной дороге и сроках реализации проектов, а также опыте работы в регионе. И пока такой конкретики не будет, строить планы рано.

Между тем, по оценке экспертов, есть много факторов, сдерживающих эффективное использование ВОТ в Азербайджане. «Сама идея хороша, но я сомневаюсь, что в ближайшей перспективе модель будет интенсивно внедрена, так как у правительства республики совсем небольшой опыт в заключении подобного рода контрактов, которые можно пересчитать по пальцам, и даже в ведении переговоров на эту тему», – прокомментировал «Гудку» эксперт по инфраструктуре Всемирного банка в Азербайджане Гаджи Гусейнов.

По его словам, иллюстрацией может служить проект по строительству крупнейшего на территории СНГ мусоросжигающего завода французской компанией. Затраты инвестора составили 400 млн евро. Предприятие сжигает до 500 тыс. тонн мусора в год. Но чтобы оно успешно функционировало и дальше, из бюджета республики ежегодно выделяется порядка 30 млн евро субсидий, так как тарифы на бытовые отходы не покрывают затраты государства на сжигание мусора.

Столь же неудачной может оказаться и попытка АЖД использовать новые механизмы. «У дороги есть планы по внедрению этой схемы для локомотивных депо. Они сейчас убыточны, идет оптимизация рабочего персонала. И одним из направлений решения проблемы является передача существующих локомотивных и вагоноремонтных депо в частные руки», – отметил Гаджи Гусейнов.

Но в правительстве нет ни кадров, ни опыта управления контрактами в рамках ВОТ. Кроме того, при подписании указов или законов чиновники больше руководствуются политическими лозунгами, чем технической готовностью инфраструктурных компаний работать по такой схеме. Поэтому фиаско почти что гарантировано. Всемирный банк, который располагает опытом работы с такой моделью по всему миру, готов им поделиться с правительством Азербайджана, однако подобного запроса пока не поступало. Так что в ближайшее время закон останется только на бумаге, прогнозирует эксперт.
Власть | Закон

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

3 ч
3 ч
1 д
7 ч
17 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»

Суббота, 08.09.2018 в 12:17
Суббота, 08.09.2018 в 12:16
Суббота, 25.08.2018 в 00:35