Подписка 1520 - PDF

Аналог совета директоров

Пятница, 01.04.2016 в 00:00
Такое решение принято правительством республики по рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), срок для исполнения определен до конца 2016 года.

Методы отбора компаний и их весовую категорию по финансам определил Межведомственный координационный центр (МКЦ). По закону так называемые советы должны быть созданы на предприятиях, нетто-оборот которых в 2015 году превысил 21 млн евро или общая сумма баланса которых больше 4 млн евро.

Таким образом, в список попали крупнейшие предприятия республики – всего 12, деятельность которых напрямую связана с экономикой страны, в частности Латвийская железная дорога (LDz), Управление природных ресурсов, энергетический концерн, аэропорт Рига и другие.

Кстати, для них отведен кратчайший срок для формирования советов – до 31 мая 2016 года. Остальным – до 30 сентября и 31 декабря 2016 года.

По словам премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса, создаваемые советы не будут политизированы, их цель – представлять на предприятиях интересы государства, и в них должны войти специалисты из профильных министерств. То есть оценочная комиссия при выборе членов советов должна исключить родственные связи и ориентироваться только на профессионализм кандидатов. Эту процедуру правительство поставит на контроль.

Но чтобы она была гарантированно эффективной, власти подстраховались.
«Для каждого совета создан номинационный комитет, который включает в себя представителя министерства, Института планирования, национального развития и координации (CSCC) и независимых экспертов. Также будет запущен публичный набор кандидатов. Номинационный комитет после их оценки представит акционерам рекомендации о наилучших кандидатах, но окончательное решение примет акционер», – пояснила «Гудку» советник МКЦ Элина Крузкопа.

Разные сроки создания советов, говорит она, зависят от количества государственных предприятий, которые курируют отраслевые министерства. Например, Министерство транспорта является акционером семи государственных предприятий, Министерство финансов – трех, поэтому некоторым компаниям потребуется больше времени.

В Министерстве сообщений Латвии прокомментировать инициативу отказались под предлогом, что решения правительства обсуждаться не могут. Но заместитель директора железнодорожного департамента Марис Риекстиньш все же пояснил, что создается аналог совета директоров российских компаний.
«Прежде, кроме правления компании, такая структура на предприятиях была. Совет представляет интересы собственника, в данном случае государства. Так вот их решили воссоздать, но по каким причинам – мне бы не хотелось озвучивать», – сообщил он.

Щепетильность чиновника в данном случае связана с тем, что в прежнем варианте в советы входили лица, связанные с политикой, и при решении вопросов учитывались интересы отнюдь не бизнеса и государства, а отдельных партий и фракций. Поэтому структуры были упразднены и надзор за правлениями госпредприятий был возложен на того или иного чиновника из ведомственного министерства, к примеру госсекретаря или его заместителя. Практика оказалась неэффективной, контроль был поверхностным, хотя политическое влияние на бизнес исключить удалось. Теперь ОЭСР диктует свои правила игры, настаивая на совсем иных критериях для членов советов.

В то же время в LDz весьма позитивно оценивают возвращение к прежнему формату. «Восстановление советов в латвийских обществах с государственным капиталом является решением и компетенцией акционера – государства, однако я, как руководитель предприятия, не имею против этого никаких возражений, так как подобный шаг соответствует практике хорошего управления. В качестве инструмента надзора за деятельностью предприятия совет представляется эффективным и проверенным в мировой бизнес-среде делом», – прокомментировал «Гудку» председатель правления государственного железнодорожного концерна Латвии Latvijas dzelzcels Эдвинc Берзиньш.

По его оценке, конструктивное и профессиональное сотрудничество между правлением и советом может только расширить возможности любого предприятия быстрее и эффективнее достигать стратегических целей бизнеса.

Как считает председатель профсоюза железнодорожников и отрасли сообщения Латвии Савелий Семенов, это международная практика и создаваться советы будут по аналогии с зарубежными компаниями. «К примеру, в Совете директоров РЖД есть представители государства, бизнеса, независимые эксперты и зарубежные специалисты. То есть профессиональные управляющие. Надеюсь, так же будет и у нас», – отметил он.
Власть | Управление

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

9 ч
10 ч
10 ч
17 ч
18 ч
20 ч
Все новости

Реклама на сайте

Другие новости

Суббота, 22.09.2018 в 21:58
Суббота, 22.09.2018 в 21:54