Подписка 1520 - PDF

Операторам развяжут руки

Пятница, 18.03.2016 в 00:00
Операторам развяжут руки
В республике подготовлен законопроект, вносящий ряд изменений в некоторые нормативные акты по вопросам железнодорожного пассажирского транспорта. Основное из них – переход на долгосрочные контракты с перевозчиком.
«В целях сокращения дефицита пассажирских вагонов предлагается закрепить обязательство по обслуживанию железнодорожных маршрутов одним оператором сроком до 10 лет», – сказал министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев в ходе презентации документа на пленарном заседании сената.

По данным ведомства, в настоящий момент износ парка пассажирских вагонов, используемых в социально значимых перевозках, составляет порядка 70%, общий – 56%. За счет этого дефицит пассажирских вагонов достиг порядка 6 тыс. посадочных мест. Прогнозы министерства также неутешительны. Если не будут приняты меры на государственном уровне, к 2020 году данный показатель может вырасти до 10 тыс. мест.

Как считает Асет Исекешев, ситуацию провоцируют убыточность пассажирских перевозок, капиталоемкость обновления парка вагонов и отсутствие правил игры для привлечения частных инвестиций. Сейчас через механизм государственного субсидирования парк обновляется примерно по 50 вагонов в год, а выбытие подвижного состава по сроку службы в три раза больше.

Решить проблему в Казахстане решили комплексно. «За счет увеличения сроков договора у операторов появится возможность для привлечения инвестиций в развитие пассажирских перевозок и обновление подвижного состава. По некоторым статьям подзаконных актов вносятся нормы, которые предусматривают такой вариант. При коротких контрактах перевозчики не могут получить банковские займы, так как вагоны дорогостоящие и быстро расплатиться по кредиту не получится, нужно как минимум 10 лет», – пояснила «Гудку» главный эксперт Управления железнодорожного транспорта Комитета транспорта Мининвестразвития РК Диляра Омарова.

Кроме того, говорит она, вносятся изменения в нормативную базу, по которым вместо субсидирования убытков государство будет субсидировать расходы перевозчика. При таком условии, когда есть гарантии государства, причем на солидный срок, банки будут сговорчивее и смогут предоставить кредиты по пересмотренным процентным ставкам, что позволит оператором привлекать новый парк.

По оценке вице-президента по развитию АО «Пассажирские перевозки» Асылхана Калдыкозова, изъян действующей схемы в том, что контракт даже с национальным перевозчиком подписывается на год. «Потом он может быть пролонгирован, но не более чем на три года. Компания, по сути, не имеет долгосрочного гарантированного заказа. И вкладывать деньги в приобретение вагонов рискованно», – пояснил он.

Такие правила распространяются не только на государственного перевозчика, частным операторам работать еще сложнее, считает специалист. Срок службы вагона составляет 28–30 лет, и понятно, что при однолетнем контракте никто не будет вкладывать средства в обновление парка. И банк не даст кредит без значительных залоговых активов. «Поэтому нормативно и устанавливают более долгий срок договоров, чтобы компании могли привлекать заемные деньги и вкладывать собственные. Кроме того, если раньше субсидировались только убытки, то есть покрывалась разница между доходами и расходами, то сегодня будут и конкретные расходы, что позволит иметь прибыль, которую можно направлять на развитие и обновление активов. Плюс долгосрочные контракты развязывают операторам руки и в части привлечения инвестиций со стороны», – уточнил Асылхан Калдыкозов.
Пассажир | Законопроект

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

4 ч
5 ч
5 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Администрация»