Подписка 1520 - PDF

Реформы под присмотром

Пятница, 18.03.2016 в 00:00
Реформы под присмотром
Стимул

Семен Резер,
президент Некоммерческого партнерства «Гильдия экспедиторов»

– Определенный контроль государство осуществлять должно, не забывая, однако, и о помощи железной дороге. Главным образом государство должно навести порядок в законодательстве, многие законы морально устарели. Это касается Правил технической эксплуатации – они должны быть увязаны с рынком. Это касается коммерческой работы, логистики. Рынок развивается стремительно, а нормативно-правовая база сильно отстает, зачастую не прописано, кто какими правами и обязанностями обладает на сегодняшний день. К примеру, операторский бизнес подробно до сих пор юридически не закреплен. Еще один вопрос, в котором государство должно принимать непосредственное участие, – комплексное финансирование отрасли. Необходимо не только вкладывать бюджетные деньги в железнодорожные проекты, но и стимулировать, создавать условия для притока частных инвестиций. Отрасли нужны государственно-частные проекты, частники получат прибыль, железная дорога – развитие, и государство обязательно останется в выигрыше.

Диссонанс

Виталий Алейник,
начальник Главного управления перевозок ПАО «Укрзализныця»

– С моей точки зрения, государство должно не просто как-то участвовать в железнодорожной отрасли, эти два понятия вообще должны быть неотделимы. Железные дороги – это артерии любой страны, и как таковые они должны работать на государство. Присутствие частных компаний, частных интересов в нашей отрасли вообще недопустимо. Бизнес стремится всеми силами увеличить прибыль, а значит, его интересы рано или поздно разойдутся с государственными, что недопустимо.

Инвестор

Мирон Гагауз,
заместитель генерального директора по техническому обслуживанию и ремонту ГП «Железная дорога Молдовы»

– На данном этапе исторического развития участие государства в развитии железных дорог необходимо. Сейчас требуются серьезные финансовые вливания в обновление инфраструктурного комплекса ЖДМ, и без помощи государства железная дорога, скорее всего, не справится. Да, идет реформирование, можно и нужно привлекать частный капитал, но роль государства должна быть одной из важнейших в отрасли, особенно учитывая, что железная дорога является зоной повышенной опасности. В любом случае даже при высокой степени либерализации нужен госорган, который будет следить за уровнем безопасности и за соблюдением стандартов в отрасли. В мире почти нет обратных примеров, кроме, пожалуй, концессионных проектов, но и в этом случае государство передает железную дорогу в концессию на определенных условиях. Впрочем, именно от ситуации на рынке в реальном времени должно зависеть, стоит «закрутить гайки» в тот или иной момент или же, напротив, ослабить контроль за железной дорогой.

Барьер

Серик Баймагамбетов,
руководитель департамента корпоративного развития АО «Казтемиртранс»

– Сейчас необходимо использовать кризисную ситуацию в экономике для объединения усилий государства и железнодорожной отрасли. Рынок как таковой не требует регуляции, в ней нуждаются только естественные монополии. Однако есть один нюанс. В свое время при участии различных международных банковских структур в Казахстане приняли ряд либеральных поправок в законодательство. В итоге рынок пытались насильно создать там, где его быть не должно.
Я уверен, конкуренция быть должна, но она должна быть оправданной и неискусственной. Если какую-то нишу занимает крупная компания-«чемпион» с государственным участием и к ее работе нет нареканий, не надо придумывать в этой же области десяток мелких предприятий, параллельно ущемляя права крупного бизнеса. Условно, государство под влиянием либеральных нормативно-правовых актов создает подобную ситуацию и устанавливает требование: тарифы должны быть едиными. В итоге «чемпион», имеющий возможность продавать свою услугу крупным оптом и заключать долгосрочные контракты, не может предоставить клиентам понижающий коэффициент к тарифам – такую бухгалтерию не потянет мелкий бизнес. На мой взгляд, такая ситуация в корне неправильна и государство должно ее исправить. Вот такая степень его участия в железнодорожной отрасли – устранение барьеров – и нужна в настоящее время.

Регулирование

Гаджи Гусейнов,
эксперт по инфраструктуре АЖД Всемирного банка в Азербайджане

– В Азербайджане требуется серьезное усиление роли государства во всех секторах, в том числе в железнодорожном. В частности, государство должно заниматься экономической регуляцией сектора и в краткосрочной и в среднесрочной перспективе назначать определенные финансовые и технические задачи. Ситуация на железной дороге статистически ясна – давно есть результаты деятельности предприятия, однако система постановки задач и контроля не выстроена. А должна. Причем необходимо привязать субсидирование, финансирование предприятия к его техническим и финансовым показателям. Заниматься этим обязаны центральные аппараты – министерства экономики, финансов, кабинет министров. В настоящий момент железнодорожники в любом случае получают дотации вне зависимости от успешности работы. У железной дороги нет стимула к выполнению задач, даже принимая во внимание, что это социальный сектор и есть определенные обязательства перед населением.
Спорная территория

Новости

8 ч
8 ч
8 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»