Подписка 1520 - PDF

Новые вопросы к проекту

Пятница, 18.03.2016 в 00:00
Новые вопросы к проекту
Европейский проект по прокладке в Прибалтике узкой европейской колеи получил очередной удар. Главе совместного предприятия RB Rail Байбе Рубесе пришлось отбиваться от критики латвийских правительственных чиновников и парламентариев. Кроме того, сомнения в обоснованности Rail Baltica высказали министр транспорта и мэр Вентспилса.

Байба Рубеса защищала проект Rail Baltica перед комиссией сейма Латвии по делам ЕС 7 марта. Депутаты хотели знать, почему до сих пор не подготовлено вразумительное экономическое обоснование проекта, рассказала «Гудку» член комиссии от оппозиционной партии «Согласие» Юлия Степаненко.
«Пока никаких обоснований экономической целесообразности (Rail Baltica. – Ред.) нет. У меня появились вопросы по поводу того, окупится ли этот проект вообще. И нам придется содержать эту дорогу за бюджетные деньги», – заявила Юлия Степаненко.

Опасения парламентариев понятны. Байба Рубеса заявила комиссии, что интенсивность движения по Rail Baltica составит всего 12 поездов в сутки. Этот показатель напрямую влияет на рентабельность магистрали. Для сравнения: российский Транссиб используется в 13 раз эффективнее, пропуская до 80 пар поездов в сутки.

За 15 лет инвестиции трех стран Балтии составят 5 млрд евро, сообщила глава Rail Baltica. Согласно сделанному в 2011 году предварительному ТЭО в 2030-м страны Балтии будут перевозить 12,9 млн тонн грузов в год, а количество пассажиров составит 5 млн ежегодно. «Сейчас важно провести расчеты, чтобы понять, окупится ли проект. Конкретные данные появятся в этом или в будущем году», – пообещала она.

Еще одну серьезную проблему депутат сейма видит в явно недостаточном контроле над расходованием средств и эффективностью закупок. «Я считаю, что для такого огромного проекта следует разработать более точный механизм контроля», – говорит она.

В ответ Байба Рубеса предложила объединить большинство закупок в одних руках.

Защищаясь от критики, глава Rail Baltica назвала доводы противников «неоднозначными». «Важен тот факт, что проект поддерживает правительство», – подчеркнула она. Но и с этим, как оказалось, есть сложности – договор между Латвией, Эстонией и Литвой по управлению магистралью до сих пор не подписан. И вряд ли будет подписан до конца лета 2017 года.

Проект Rail Baltica стартовал 7 ноября 2001 года, когда министры транспорта стран Балтии подписали рамочное соглашение о создании к 2024-му магистрали Берлин – Познань – Варшава – Каунас – Рига – Таллин с европейской колеей 1435 мм (в отличие от нынешней шириной 1520 мм). Скорость на некоторых участках может превышать 200 км в час.

Депутатами сейма список недовольных Rail Baltica не исчерпывается. В феврале сомнения в целесообразности Rail Baltica, «если бы на этот проект не выделялось столь значительное европейское финансирование», высказал министр инфраструктуры Латвии Улдис Аугулис. (О других исках читайте в материале на 12-й полосе.)

А в марте мэр Вентспилса и президент Латвийской ассоциации транзитного бизнеса Айвар Лембергс сравнил Rail Baltica с проектом поворота сибирских рек. «Я понимаю, что не следует открывать рот и говорить что-то иное, чем требуют политическая элита, вежливость и общепринятые нормы поведения, но у Rail Baltica нет никаких экономических оснований. Вопрос в том, кто будет после строительства содержать этого монстра, – приводит его слова латвийское информационное агентство LETA. – Ни в Таллине, ни в Риге нет такого количества пассажиров, чтобы в Берлин ходили полные составы. Они воображают себе, что из Финляндии грузы будут перевозиться на судах через Финский залив и грузиться в поезда. Сколько здесь операций и сколько это будет стоить? Никто не повезет груз, если экономически это невыгодно».

Пока трудно сказать, к чему приведет нынешний скандал, связанный с перспективами Rail Baltica в Латвии. Депутат сейма Юлия Степаненко крайне осторожна в своих оценках. «У меня не возникло сомнения, что проект может быть закрыт», – подчеркнула она.

Трасса Rail Baltica будет планово-убыточной минимум первые пять лет, точный срок сильно зависит от конфигурации управляющей компании, говорит глава секретариата VASAB Талис Линкайтс (VASAB – межправительственная организация развития стран Балтийского моря, в которую входит и Россия). Выбор способа управления трассой Rail Batica как раз и должен быть прописан в межправительственном соглашении, которое может заблокировать Латвия.
Маршрут | Дискуссия

Автор: Павел Арабов

Новости

4 ч
4 ч
4 ч
4 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Полигон»

Вторник, 13.11.2018 в 07:01
Вторник, 13.11.2018 в 06:28
Суббота, 20.10.2018 в 05:18