Подписка 1520 - PDF

По новому стандарту

Пятница, 18.03.2016 в 00:00
По новому стандарту
Межгосударственный технический комитет по стандартизации «Железнодорожный транспорт» (МТК 524) определил основное направление в области стандартизации, а именно установление единых параметров качества услуг, предоставляемых в поездах международного пассажирского сообщения. В этой связи Белоруссия, Казахстан и Россия подписали соответствующее соглашение.

Открывая заседание МТК 524, старший вице-президент – главный инженер ОАО «РЖД» Валентин Гапанович определил ключевой задачей года начало работ в области стандартизации качества услуг пассажирского комплекса.

Одним из основных документов, определяющих реализацию требований клиентоориентированности бизнес-процессов РЖД, станет Комплексная программа инновационного развития холдинга на период до 2020 года. Разработка документа завершается, и отдельным приоритетом в ней станет разработка нормативной базы в системе управления качеством.
«Важна разработка критериев удовлетворенности пассажиров и инструментов контроля качества оказываемых услуг», – считает Валентин Гапанович.
В частности, он представил проект ГОСТ «Услуги на железнодорожном транспорте».

Согласно докладу, проект содержит актуализированные потребительские требования к пассажирским поездам дальнего следования в межгосударственном сообщении (удобство графика движения, комфорт пассажирских вагонов различных типов, используемых для перевозки пассажиров), определение «класс обслуживания в пассажирских вагонах различных типов», требования к набору, качеству услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах различных типов в поездах дальнего следования в межгосударственном сообщении (информационно-справочное обслуживание пассажиров в пути следования, санитарно-гигиеническое, услуги питания), к проводникам пассажирских вагонов и обслуживающему персоналу, а также критерии оценки качества обслуживания пассажиров.

В этой связи железнодорожные администрации России, Белоруссии и Казахстана подписали соглашение о стандартизации качества железнодорожных пассажирских перевозок.

Управляющий директор АО «НК «КТЖ» Серик Толебаев уточнил, что соглашение между железными дорогами актуально в свете увеличивающегося объема транзитного пассажирского потока в Казахстане, а также роста числа новых вагонов, которые должны обслуживаться на принципиально новом уровне в части сервиса и качества.

Между тем, по словам Валентина Гапановича, в РЖД уже готовят перечень документов, который позволит стандартизировать и требования для других секторов железнодорожной отрасли, в частности вагоностроения. В этой сфере изучается порядка 19 стандартов и изменений к ним. Однако какие конкретно, специалисты пока не раскрывают.

В то же время в рамках заседания эксперты рассмотрели результаты 2015 года и наметили планы работ на ближайшую перспективу. А именно: участники оценили результаты практического применения процедур оценки соответствия железнодорожной продукции требованиям технических регламентов с использованием разработанных стандартов и функционирования автоматизированной системы разработки стандартов АСУ «Стандартизация».

В КТЖ уверены, что необходимо одобрить создание коллегиального органа по стандартизации в рамках МТК 524 и выработать требования, позволяющие идентифицировать показатели, относящиеся к безопасности.
«В марте 2016 года состоится согласительное совещание по разработке межгосударственного стандарта на электровозы и стандарта по нормам, – отметил топ-менеджер КТЖ. – Мы уже ведем работу по актуализации стандартов технических регламентов в рамках рабочих групп».

Заместитель председателя технического комитета «Железнодорожный транспорт» по грузовому подвижному составу, вице-президент Некоммерческого партнерства «Объединение предприятий сталелитейной промышленности» Алексей Соколов предложил усовершенствовать межгосударственную стандартизацию за счет обязательности введения стандартов на национальном уровне и установления предельного срока его внедрения, ведения электронного архива принятых стандартов.

В качестве примера специалист представил изменения в ГОСТ «Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство».
«Из области применения и из всего текста стандарта исключено его применение для совершенствования подвижного состава или его составных частей, исключены обязательность стадии разработки технических требований и обязательное согласование технических требований с третьими сторонами», – говорит Алексей Соколов.

По данным департамента технической политики КТЖ, в 2016 году планируется разработать четыре межгосударственных стандарта – «Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения», «Составы пассажирские сочлененного типа, сформированные из вагонов локомотивной тяги с системами пневматической подвески и наклона кузова. Общие технические условия», «Системы счета осей. Требования безопасности и методы контроля» и «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия».

При этом разработка последнего стандарта уже ведется в рамках специальной рабочей группы, в которую вошли представители КТЖ, РЖД, АРБЗ, Евразхолдинга, Челябинского металлургического комбината, Уральского института металлов, а в основу нового документа легли национальные стандарты России и Казахстана.
«В рамках работы подкомитета «Услуги на железнодорожном транспорте» началась разработка межгосударственных стандартов в сфере услуг железнодорожной отрасли и требований к локомотивам при подтверждении соответствия», – пояснили в департаменте технической политики КТЖ.

Инициативу о необходимости коррекции основных понятий, терминов и определений в государственном стандарте по железнодорожному транспорту поддержал и один из разработчиков – ректор Казахской академии транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева, профессор Бахытжан Куанышев.

Он считает, что необходимо исключить из стандарта термины повторяющиеся, не специфичные для данной области и не несущие дополнительной информации. А объем стандарта должен быть, по его мнению, расширен.
«Следует обратить внимание на максимальное использование ранее стандартизованных терминов, в том числе в межгосударственных документах (технические регламенты Таможенного союза, правила, утвержденные Советом по железнодорожному транспорту, межгосударственные стандарты), чтобы исключить существование различных определений одних и тех же терминов», – уверен профессор.

В свою очередь, начальник Управления технической политики государственного предприятия «НК «Кыргыз темир жолу» Белек Коногалиев настаивает, что некоторые стандарты в области железнодорожного транспорта устарели, поскольку не обновлялись с 70–80-х годов.
«В автоматизированной системе в настоящий момент не размещены 24 принятых стандарта, 10 из которых утверждены еще в 2014 году, – говорит Белек Коногалиев. – Одна из основных причин задержки опубликования стандарта на стадии утверждения – доработка документов после технического редактирования. Поэтому необходимо увеличить процент актуализации информации за счет соблюдения регламентов».
Регламент | Дискуссия

Автор: Дарья Белоглазова

Новости

18 ч
20 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»