Подписка 1520 - PDF

Rail Baltica с новым вызовом

Пятница, 04.03.2016 в 00:00
Rail Baltica с новым вызовом
Жители города Неверонис (80 км на северо-запад от Вильнюса) выступили против прокладки путей шириной 1435 мм рядом с их домами. В местной дирекции Rail Baltica не видят в этом сложностей.

Пока протестующие ждут ответа на свое письмо в правительство Литвы. «Мы хотим, чтобы все было по-хорошему. По закону у правительства есть на ответ еще неделя», – заявила «Гудку» член совета общины Неверониса Оксана Шукайтене.

В Неверонисе живет 3391 человек. Они не имеют ничего против прокладки одной железнодорожной колеи на положенном по закону расстоянии в 200 м от ближайших домов при условии ограждения дороги звукоотражающими экранами. Однако теперь выяснилось, что таких путей будет 12, потому что в городе должны построить центр обслуживания локомотивов и вагонов.

К тому же в районе будущей Rail Baltica еще даже не приступили к выделению земли, поэтому в Неверонисе продолжается жилищное строительство вдоль железной дороги. И теперь некоторые дома оказались расположены гораздо ближе, чем в 200 м от будущего депо и его подъездных путей.

Если власти Литвы не пойдут навстречу жителям Неверониса, те не исключают расширения своих акций. Отвечая на вопрос о том, не допускают ли горожане возможности более активных протестов, например митингов и пикетов, Оксана Шукайтене ответила, что «это будет зависеть от ответа правительства».

Протесты в Неверонисе не могут затруднить или задержать строительство, считает главный специалист литовской дирекции проекта Rail Baltica Домас Юрявичус.
«Никогда не бывает, чтобы все радовались грандиозному проекту. Люди рядом со стройкой часто бывают недовольны. С этими проблемами сталкиваются любые проекты, – заявил он «Гудку». – Не думаю, что кто-то требует денег. Просто три тысячи местных жителей не хотят, чтобы железная дорога расширялась».

Общественные слушания в Неверонисе успешно состоялись в апреле 2014 года. «Было объявление в мэрии и в газетах. Есть протокол той встречи. Мы общались с жителями, объясняли, рассказывали о планах расширения железнодорожных путей. Ничего нового для них в этом нет», – говорит представитель Rail Baltica.

Никакого повода для рассмотрения возникшего спора в судах нет, уверен Домас Юрявичус. Проект предусматривает все меры уменьшения неблагоприятного воздействия на людей и окружающую среду, в частности защитные экраны. «Но только в тех местах, где они реально нужны», – подчеркивает он.

Rail Baltica представляет национальный интерес и будет строиться, уверен Домас Юрявичус. Но дело это не быстрое.
«Готов только спецпроект (технико-экономическое обоснование. – Ред.). Скоро мы приступим к выделению земли – это еще год-полтора. Затем начнем делать окончательный проект, мы думаем, эта работа начнется в 2018 году. И где-то в 2020 году мы собираемся начать само строительство», – говорит он.

Проект Rail Baltica стартовал 7 ноября 2001 года, когда министры транспорта стран Балтии подписали договор о создании к 2024 году магистрали Берлин – Познань – Варшава – Каунас – Рига – Таллин с европейской колеей 1435 мм (в отличие от нынешней шириной 1520 мм). Скорость на некоторых участках может превышать 200 км/ч. Затраты в Прибалтике составят 3,68 млрд евро, из которых до 85% компенсирует Евросоюз.

До сих пор против Rail Baltica выступали только в Эстонии и Латвии. Летом 2015 года жители Агенскалнса, района Риги, требовали отказаться от прокладки железнодорожного тоннеля под историческими зданиями около парка Аркадия и самим парком. Движение «Агенскалнс – наш дом» проводило в столице Латвии митинги и пикеты.

С протестующими удалось достичь компромисса, рассказал «Гудку» пресс-секретарь Латвийской железной дороги Марис Озолс. «Протесты не были направлены против Rail Baltica, только против тоннеля. Было принято решение воспользоваться альтернативным маршрутом и проложить его под существующей дорогой», – заявил он.

В Эстонии в июне 2014 года Союз домовладельцев попросил правительство изменить маршрут будущей железной дороги, проложив ее в безлюдной местности прямо посреди создающегося заповедника Набала. Просьбу удовлетворили, несмотря на протесты экологических организаций. Компромисс помог Эстонии вырваться в лидеры по реализации Rail Baltica. На встрече глав правительств балтийских стран 26 февраля премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас заявил, что в республике утверждены проекты трех четвертей будущей трассы.

Под вопросом остается и продолжение Rail Baltica за пределы Прибалтики. В плане развития железных дорог Польши на период до 2022 года выделение средств на польскую часть этого проекта не предусмотрено.
Протест | Маршрут

Автор: Павел Арабов

Новости

9 ч
9 ч
10 ч
11 ч
14 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»