Подписка 1520 - PDF

Половина мира

Пятница, 04.03.2016 в 00:00
Половина мира
Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) могут обсудить соглашение по созданию экономического континентального партнерства в виде зоны свободной торговли. Она предполагает постепенную работу для достижения свободного перемещения капитала, технологий и услуг на территории половины мира.

Как заявил на первом российско-китайском строительном форуме первый заместитель министра экономического развития Алексей Лихачёв, сейчас представители ШОС будут прорабатывать идею создания такого континентального партнерства.
«Фактически мы сейчас будем готовить подходы к некоему экономическому континентальному партнерству, всеобъемлющему договору в рамках ШОС, – говорит Алексей Лихачёв. – Причем мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает такие страны, как Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу, с одной стороны, Армению и Белоруссию, являющиеся членами ЕАЭС, с другой стороны – Индию и Пакистан, которые начали непростой, но, я думаю, в будущем успешный путь присоединения к ШОС». Получается, что фактически такая свободная зона охватит половину населения Земли.

По словам замглавы МЭРа, стороны уже видят как минимум три крупные составляющие: это свобода движения товаров, содействие товарообороту и вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах. Кроме того, будет обсуждаться и преференциальный доступ к нашему рынку услуг. У России уже есть аналогичный опыт по созданию зоны свободной торговли – с Вьетнамом, – но этот проект имеет «совершенно другой масштаб».

С точки зрения движения технологий и капитала существование такой свободной зоны значительно поможет ее участникам развить свои экономики, согласились участники первого российско-китайского строительного форума. К примеру, как рассказал президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, в строительстве китайские технологии по многим позициям опережают российские, и приходится в буквальном смысле выстраивать новые нормативы. Так, сотрудничество с китайскими компаниями в строительстве Москва-Сити помогло создать в России нормативную базу по высотному строительству.

Примерно то же самое будет и в сфере высокоскоростного железнодорожного строительства. Сейчас, как заметил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, основной вопрос не в деньгах на проект ВСМ Москва – Казань, который станет составной частью проекта Москва – Пекин, а в различных подходах российских и китайских строителей, вызванных разной законодательной базой как в проектировании, так и в строительстве. И, преодолев эти сложности, можно получить действительно высокое качество документации, поскольку в противном случае пришлось бы упрощать технологии.

Но, как подчеркнул Николай Кошман, нужны новые технологии и нормативная база по массовому жилищному строительству, дорогам, энергетике, да и в самом управлении строительными проектами.

Сейчас активно обсуждается проект сопряжения транспортной инфраструктуры государств ЕАЭС и Великого шелкового пути. В Казахстане завершается строительство автомобильного коридора Европа – Западный Китай, и предстоит продолжение его строительства по нашей территории. К Великому шелковому пути намерена подключиться и Киргизия. Китай и Киргизия достигли соглашения начать в этом году строительство железной дороги с широкой колеей на территории республики в направлении Узбекистана. Это также ставит вопросы совместной нормативной базы и финансов.

Последний вопрос также очень важен, и его легче решать в единой экономической зоне. К примеру, по ВСМ впервые в российской практике решения принимаются тремя компаниями, и они же несут консолидированную ответственность. Но сейчас это исключение.

А между тем первый заместитель министра транспорта Евгений Дитрих считает вопрос разделения рисков в строительстве между российскими и китайскими компаниями основным, поскольку он способен привлечь частные средства в совместные транспортные проекты. «Мы готовы фиксировать комфортные условия для инвестиций на политическом уровне, но, в свою очередь, мы должны понимать и коммерческую составляющую и ждем от китайских инвесторов, что они возьмут на себя часть рисков и задействуют в том числе и институты частных гарантий», – говорит Евгений Дитрих. Но для этого необходимы финансовые институты, которые используют единые подходы к оценкам рисков и вообще находятся в совместимых финансовых системах.

Председатель Китайской ассоциации зарубежного подряда (CHINCA) Фан Цючэнь также считает очень важным создание условий для совместной работы, которые может предоставить подписание соглашения о зоне свободной торговли. Для успешной экономической деятельности нужно решить много вопросов, начиная от гарантий и заканчивая возможностью свободного привлечения нужных специалистов. Работы много – модернизация аэропортов, морских портов и автодорог. Но из-за законодательных сложностей китайские строители очень слабо представлены на российском рынке: на них приходится менее процента от всех зарубежных подрядов. В том же Казахстане доля китайских строителей превышает 10%.
«Мы надеемся, что при поддержке российского правительства будут упрощены юридические процедуры, которые мешают нашим строителям», – подчеркнул Фан Цючэнь.

Главы государств – членов ШОС уже дали непубличное поручение министрам экономики встретиться и на следующем заседании Совета глав правительств доложить некую «дорожную карту» о подготовке этого соглашения.
Интеграция | Дискуссия

Автор: Сергей Плетнёв

Новости

7 ч
16 ч
17 ч
17 ч
18 ч
18 ч
23 ч
23 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»