Подписка 1520 - PDF

Вложения в стратегию

Пятница, 19.02.2016 в 00:00
Вложения в стратегию
На средства республиканского Фонда реконструкции и развития (ФРРУ) АО «Узбекистон темир йуллари» (УТЙ) планирует построить две железнодорожные линии и закупить подвижной состав.

По словам начальника Управления привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов УТЙ Сардора Кадырова, все проекты входят в республиканскую инвестиционную программу. Средства ФРРУ в размере $390 млн запланированы на реализацию трех из них, причем с пролонгацией финансирования и в 2016 году еще на $80 млн.
«Первый касается строительства электрифицированной железнодорожной линии Ангрен – Пап протяженностью 123,1 км. В этом году ФРРУ выделяет на эти цели $242,5 млн, а в 2016-м дополнительно $15,20 млн на приобретение оборудования для тяговых подстанций, материалов верхнего строения пути и на оплату консалтинговых услуг. Также запланировано строительство железнодорожной линии Навои – Канимех – Мискен протяженностью почти 400 км с привлечением средств фонда на общую сумму $216,3 млн. Третий проект предусматривает приобретение двух высокоскоростных пассажирских электропоездов Talgo-250 (Испания) стоимостью $21 млн», – прокомментировал он «Гудку».

С реализацией проектов связаны амбициозные планы УТЙ по развитию единой сети железных дорог и повышению эффективности перевозок в части снижения их себестоимости. Кроме того, есть планы увеличить пропускную способность сети и сократить эксплуатационные расходы.

По словам Сардора Кадырова, с первой задачей должна справиться линия Ангрен – Пап, которая соединит Ферганскую долину с основными промышленными центрами республики, а также создаст в Центральной Азии принципиально новое транспортное направление для обеспечения международных транзитных перевозок. «По прогнозам специалистов, только в первый год работы новой электрифицированной дороги около 600 тыс. пассажиров смогут воспользоваться ею и будет перевезено порядка 4 млн тонн груза. Ожидается, что проект также позволит сократить выбросы парниковых газов примерно на 200 тыс. тонн в год», – говорит он.

В свою очередь, железнодорожная линия от Навои до Мискена будет строиться с дальним прицелом. В перспективе планируется ее в дальнейшем электрифицировать и организовать высокоскоростное движение пассажирских поездов. Но и на начальном этапе новая ветка сократит протяженность железнодорожного маршрута и время доставки грузов и пассажиров.
«После покупки электропоездов Talgo-250 мы сможем обеспечить курсирование двух рейсов в сутки из Ташкента до Бухары, что позволит повысить частоту высокоскоростных рейсов до Самарканда. При этом в два раза сокращается время перевозки пассажиров по маршрутам Ташкент – Карши, Ташкент – Бухара и Самарканд – Бухара», – уточнил Сардор Кадыров.

Между тем эксперты отмечают, что в реализации проектов УТЙ будет задействовано много источников, а не только средства ФРРУ. «Наиболее масштабные программы профинансирует Китай, целью которого является соединение с Узбекистаном через территорию Киргизии. Это позволит Пекину, с одной стороны, связать обе республики с его северными провинциями, а с другой стороны, обеспечит выход через Узбекистан к Каспию, в Иран и другие страны Европы в рамках проекта Шелкового пути. В свою очередь, Узбекистан получит выход к Тихому океану и рынкам стран АТР, что существенно повысит его экономический потенциал», – прокомментировал «Гудку» доцент кафедры экономики и финансов РАНХиГС Алисен Алисенов.

В частности, на строительство тоннеля на линии Ангрен – Пап деньги выделит китайская компания China Railway Tunnel Group.

А в целом реализация этого проекта позволит Узбекистану в сложных и неоднородных климатических условиях не зависеть от капризов природы: зимой из-за схода снежных лавин дорога на участке Камчик периодически закрывается, а также обрывается связь. Кроме того, за счет новой линии узбекская часть Ферганской долины соединится с остальной территорией республики.

Ветка Навои – Канимех – Мискен, по оценке эксперта, вообще имеет стратегическое значение для Узбекистана. Дивидендами будет увеличение перевозки по ней пассажиров и грузов, включая нефть, автомобили и стройматериалы. Заодно будет более полно реализован экономический потенциал Бухарской, Навоийской и Хорезмской областей и улучшится товарооборот не только в самой республике, но и со странами СНГ.

В то же время, считает аналитик Группы компаний «ФИНАМ» Алексей Калачев, со строительством новых железных дорог Узбекистан не получает преимуществ по сравнению с тем же Казахстаном. По его оценке, будущие линии пролегают все же несколько в стороне от Нового Шелкового пути из Китая в Европу, который по территории Казахстана проходит непосредственно. Хотя появится возможность доставки собственных грузов до этой трансконтинентальной магистрали. Однако вложение немалых средств в проекты все же оправданно, так как гарантирует республике другие выгоды.
«К примеру, построив железную дорогу Ангрен – Пап, Узбекистан обеспечит себе полную транспортную независимость, особенно от железнодорожной системы Таджикистана, на использование которой он тратил значительные финансовые средства. И, кстати, ранее республика уже построила железнодорожные ветки, чтобы не пересекать транзитом территории Турк-менистана. Кроме того, новые железные дороги сами по себе станут центрами экономического роста», – пояснил он.
Финансы | Проект

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

1 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Финансы»

Суббота, 06.10.2018 в 03:53