Подписка 1520 - PDF

Контроль сохранят

Пятница, 19.02.2016 в 00:00
Контроль сохранят
В Азербайджане государство отказалось от регулирования стоимости железнодорожных перевозок грузов и пассажиров.

Формально это произошло на бумаге. Кабинет министров республики внес изменения в «Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством».

Из этого списка были исключены железнодорожные услуги. Таким образом, ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АЖД) получило новые полномочия.

По словам главного инженера департамента грузовых перевозок АЖД Наримана Нагиева, в прежнем варианте дорога рассчитывала тарифы и передавала их на утверждение в республиканский тарифный комитет. «Этот процесс затягивался надолго. А сейчас мы живем в условиях кризиса и рыночной экономики, и, чтобы процедура ценообразования была более гибкой, республика передала эти полномочия самой железной дороге. Мы сможем формировать тариф в кратчайшие сроки, а не согласовывать его по полгода, когда ситуация уже кардинально поменялась, и таким образом повышать конкурентоспособность», – прокомментировал он «Гудку».

Тем не менее АЖД будут все-таки подконтрольны кабинету министров и Тарифной комиссии, но, так сказать, постфактум. В дальнейшем госорганы определят, нуждается ли магистраль в опережающем контроле.

При этом в АЖД уже определили приоритеты в сфере грузовых перевозок, где в первую очередь будет применено регулирование. «Мы хотим снизить тариф на перевозку сельхозпродукции и договориться с ОАО «РЖД», чтобы они сделали то же самое хотя бы на этот вид грузов. В режиме рыночной экономики нужно быть более гибкими: где-то, возможно, потерять, а по каким-то позициям выиграть», – уточнил Нариман Нагиев.

По его словам, в отношении пассажирских перевозок тариф будет определяться с учетом ряда факторов, как экономических – объем пассажиропотока в зависимости от сезонности, праздничных дней, так и социальных, к примеру платежеспособности населения. «Действительно, для оперативного реагирования на конъюнктуру рынка бизнесу необходима относительная свобода в тарифной политике. Пока у нас как у перевозчика никаких опасений в отношении новых полномочий АЖД нет. Нужно смотреть, как будет развиваться ситуация. Зачастую процедуры согласования тарифов на грузоперевозки не успевают за спросом на те или иные услуги», – отметила специалист по железнодорожным перевозкам международной транспортной компании «Транс-Агент» Галина Боровик.

Тем не менее контроль со стороны регулирующих госорганов должен быть. «У коммерсантов цель одна – извлечение прибыли, и, чтобы это желание не доросло до безумных пределов, необходимо экономическое обоснование цен. Без этого никак», – пояснила она.

Между тем ведущий научный сотрудник Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований Олег Ларин считает, что риски в этом случае минимальные. «Железные дороги Азербайджана» уже являются четким транспортным звеном между странами, в частности Казахстаном и Грузией. И если АЖД будут экспериментировать с тарифами в свою пользу, весь грузопоток может сорваться. Поэтому, на мой взгляд, дорога будет принимать взвешенные решения в отношении стоимости железнодорожных грузо- и пассажироперевозок», – сообщил он «Гудку».

Кроме того, по мнению эксперта, в республике принят ряд транспортных стратегических проектов. К примеру, Азербайджан заинтересован в развитии своего Транскаспийского маршрута, и это тоже является гарантией взвешенной политики в ценообразовании, а тарифы будет регулировать рынок.

Как считает директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов, азербайджанский эксперимент довольно интересный, но это не уникальный случай. «Мы также идем по пути установления предельных уровней тарифов, в рамках которых можно осуществлять гибкое ценообразование. Хотя, конечно, в некоторых моментах перестраховываемся, вводя излишние барьеры. Тем не менее и в России есть примеры дерегулирования тарифов в отдельных отраслях. И в этом плане на железной дороге также происходит определенная либерализация», – пояснил он.
Власть | Реформа

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

26 м
2 ч
11 ч
11 ч
11 ч
18 ч
19 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Администрация»