Подписка 1520 - PDF

Первые пятьдесят

Пятница, 19.02.2016 в 00:00
Первые пятьдесят
Президент Казахстана и председатель Высшего евразийского экономического совета Нурсултан Назарбаев предложил объявить 2016 год Годом углубления экономических отношений Союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями. Как полагают эксперты, сейчас наиболее продвинутые и перспективные отношения ЕАЭС наблюдаются с Китаем, и здесь стоит задача координированной работы по строительству и развитию транспортного коридора по Великому шелковому пути.

В своем обращении к главам государств – участников Евразийского экономического союза Нурсултан Назарбаев замечает, что на фоне замедления роста мировой экономики усилия наших государств по развитию экономической интеграции, созданию общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы способны стать ключевыми источниками диверсификации и роста экономик.

«Расширение торгово-экономических связей с основными партнерами и новыми растущими рынками должно стать импульсом для повышения роли Евразийского экономического союза на всем континенте», – говорится в заявлении президента Казахстана и председателя Высшего евразийского экономического совета.

«Важным в этом направлении видится сопряжение Евразийского экономического союза и инициативы по строительству Экономического пояса Шелкового пути, углубления сотрудничества с Шанхайской организацией сотрудничества и Европейским союзом. В этой связи 2016 год должен стать началом практической работы по созданию в долгосрочной перспективе зоны свободной торговли стран Союза и Шанхайской организации сотрудничества», – отметил Нурсултан Назарбаев.

Сейчас в Департаменте транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии сформирована рабочая группа по выработке предложений по совместным проектам в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Параллельно идет работа и над Основными направлениями скоординированной (согласованной) транспортной политики (ОНСТП) в Евразийском экономическом союзе.

Как сообщил директор Департамента транспорта и инфраструктуры ЕАЭС Ержан Нурахметов, сопряжение ЕАЭС и проекта ЭПШП предполагает создание современных систем международных логистических центров и хабов по основным международным транспортным коридорам Евразии: Западная Европа – Западный Китай, «Север – Юг», «Восток – Запад» и Северный морской путь.

Казахстан заинтересован в увеличении перевозок через казахстанский логистический терминал в китайском порту Ляньюньган, строительство которого уже идет, а также в развитии автомобильных дорог и грузовых перевозок по ним по коридорам Китай – Казахстан – Европа, Китай – Казахстан – страны Центральной Азии.

В Армении строят автомобильную дорогу в Иран в рамках развития транспортного коридора «Север – Юг». Также руководство республики предполагает вовлечь китайские компании и в строительство еще одного элемента этого коридора – железной дороги от границы Грузии до Ирана.

Белоруссия совместно с китайскими инвесторами развивает производственные зоны и надеется вывозить их продукцию как в Европу, так и на восток – в Россию и Китай. Кыргызстан намерен развивать логистические коридоры к Шелковому пути и экспортировать по ним продовольствие.

Россия в транспортном плане будет предлагать строительство транспортно-логистических центров по маршруту коридора, причем не только для перевалок груза, но и с производством на территории этих ТЛЦ.
«Участники заседания договорились к началу марта 2016 года сформировать из представленных сторонами проектов перечень приоритетных с учетом заинтересованности стран Союза, – говорит Ержан Нурахметов. – На основании отобранных проектов будет сформирована «дорожная карта» по взаимодействию стран ЕАЭС с КНР». Кроме того, участники поддержали инициативу Минтранса России о проведении Международного форума по вопросам сопряжения ЕАЭС и Великого шелкового пути.

Как сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Станислав Воскресенский, основной практический вопрос, который сейчас обсуждают Россия и Китай, – это строительство ВСМ Москва – Казань, которая в перспективе должна стать частью маршрута Москва – Пекин. Именно так рассматривают этот проект китайцы. И в целом идет работа над созданием условий для инвестирования в российскую экономику в различные проекты – от портовой инфраструктуры до энергетики. В целом рассматривается более 50 проектов, которые могут составить основу для промышленного развития пояса Шелкового пути.

«Сейчас ситуация разворачивается: если раньше шел поток инвестиций и технологий из западных стран в Китай, то сейчас все больше наблюдается обратное направление, – замечает Станислав Воскресенский. – Сейчас нужна кропотливая работа над конкретными условиями привлечения инвестиций, развитием определенных логистических коридоров. Скорых успехов здесь ожидать не стоит, но наша работа нацелена на очень длительную стратегическую перспективу».

«Китай был чистым импортером капитала, а теперь он сам его экспортирует и скупает различные активы в мире и у нас, – подтверждает заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач. – Они пытаются зайти у нас на автомобильный рынок, хотя он очень конкурентен, и на другие технологические рынки. Однако пока у нас с ним взаимоотношения не достигли уровня, который имеется с той же Германией, и это существенный резерв для нашего роста. Если мы достигнем таких же взаимосвязей, мы будем расти вместе с Китаем».

Начальник отдела тарифной политики в сфере транспорта департамента транспорта и инфраструктуры ЕАЭС Дмитрий Голополосов говорит, что процесс сопряжения представляет собой поиск тех участков проходящих по территории ЕАЭС логистических коридоров, которые будут задействованы при перевозках китайских грузов, и здесь необходимо рассматривать различные виды транспорта.
«В интересах интеграции нам необходимо удержать направление Шелкового пути максимально на территории государств – членов Союза, чтобы развить их инфраструктуру, – полагает Дмитрий Голополосов. – Ведь исторически, например, Шелковый путь никогда не шел по территории Белоруссии, а там выход в основном на территории Северной и Западной Европы».

До сих пор остается актуальным и проект строительства широкой колеи до Вены, хотя для него сейчас не очень благоприятна экономическая (падение грузопотока) и политическая ситуация. Но сейчас необходимо безальтернативно выиграть конкуренцию у южного участка Шёлкового пути, который проходит лишь через Казахстан и не идет через Россию и Белоруссию.


Документ | Интеграция

Автор: Сергей Плетнев

Новости

18 м
47 м
1 д
2 д
2 д
3 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»