Подписка 1520 - PDF

Коридор ушел в сторону

Четверг, 21.01.2016 в 00:00
Коридор ушел в сторону
Транспортники Азербайджана объявили о создании еще одного транспортного коридора, проходящего через территорию республики, – из Индии в грузинские порты Черного моря. На практике это лишь ответвление от давно работающего железнодорожного международного транспортного коридора Север – Юг, который из Азербайджана продолжается в Россию и дальше в Северную Европу. Перспективы этого начинания сомнительны, говорят эксперты.
«Азербайджанские железные дороги» (АзЖД) разработали новый транзитный маршрут, объявил глава компании Джавид Гурбанов на прошедшем 12 января в Баку форуме «Международный транспортный коридор Север – Юг: новые направления, развитие и перспективы».

По его словам, новый маршрут предполагает транзит грузов из порта Мумбай на западном побережье Индии в иранские порты Персидского залива (Бендер-Хомейни и Бендер-Аббас), а оттуда по железной дороге через территорию Ирана, Азербайджана и Грузии в порты Черного моря.

«Согласно первичным подсчетам, с учетом существующей инфраструктуры по данному коридору можно обеспечить транзит грузов из порта Бендер-Аббас до портов Поти и Батуми в течение семи дней, из порта Мумбай – в течение 14 дней», – цитирует Джавида Гурбанова азербайджанское агентство Fineko.

«Наша экспертная группа уже разработала перспективный план развития маршрута и тарифы по транзиту грузов. Предложения будут приняты после согласования с руководителями соответствующих структур», – пообещал глава АзЖД участникам форума.

На практике коридор Север – Юг из России через Азербайджан в Иран функционирует давно. По данным ОАО «РЖД», объем перевозок по нему в 2014 году составил 7,2 млн тонн, увеличившись по сравнению с 2013-м на 3%. По данным транспортной компании «Отвозим», время в пути от портов Ирана до Астрахани занимает 5–7 дней. Это даже быстрее, чем, по расчетам АзЖД, должна занять дорога до портов Грузии.

Как и проект ТРАСЕКА (называемый еще «Новый Шелковый путь»), очередной маршрут из Индии в Европу конкурирует с транспортными коридорами через территорию России. Но это не добавляет ему конкурентоспособности по сравнению с давно работающими и отлаженными морскими и железнодорожными путями, говорят эксперты.
«Не сомневаюсь, что этот маршрут имеет право быть и даже будет реализован. Вопрос в его целесообразности, потому что железнодорожные перевозки не могут конкурировать по цене с морскими.

С появлением каждой новой государственной границы этот разрыв увеличивается», – считает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук.

Привлекательность подобных мультимодальных железнодорожных маршрутов может вырасти только в случае, если будет превышена пропускная способность «узких мест» морских транспортных коридоров (например, Суэцкого канала или проливов Босфор и Дарданеллы), добавляет эксперт.

Основной транспортной работой азербайджанского коридора Север – Юг будет не поток грузов из Индии в Грузию и обратно, а железнодорожный транзит между Ираном и Россией, заявил вице-председатель турецкого аналитического центра Strategic Outlook Мехмет Фатих Озтарсу азербайджанскому агентству Trend.
«Ежегодный транзит грузов из Ирана в Россию через Азербайджан составит примерно 10 млн тонн. Железная дорога Север – Юг соединит Северную Европу с Юго-Восточной Азией. Она будет служить связующим звеном для соединения железных дорог Ирана, Азербайджана и России», – заявил турецкий эксперт.

В пресс-службе «Азербайджанских железных дорог» заявили, что им ничего не известно о новом коридоре. На той неделе было только подписание 14 января соглашения между участниками проекта ТРАСЕКА о подготовке транзитных тарифов, заявил «Гудку» пресс-секретарь АзЖД Надир Азмамедов.
Маршрут | Проект

Автор: Павел Арабов

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Инфраструктура»