Подписка 1520 - PDF

Шлагбаум для «чужих»

Четверг, 21.01.2016 в 00:00
Шлагбаум для «чужих»
Оператор железнодорожного подвижного состава ООО «Технотранс» направил обращение в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой разобраться с запретом на въезд порожних зерновозов на территорию Казахстана.

Напомним, такой запрет введен со 2 января текущего года, казахстанская железнодорожная нацкомпания АО «НК «Казахстан темир жолы» разослала коллегам соответствующую телефонограмму. Свое решение КТЖ объяснили отсутствием плана по погрузке зерновых. Однако на белорусские и латвийские вагоны это ограничение не действует. Более того, еще в ноябре Казахстан согласовал предоставление «вагонной помощи» со стороны ГАО «Латвийская железная дорога» (159 вагонов) и ГО «Белорусская железная дорога» (300 вагонов) с доставкой зерновозов в Казахстан за счет КТЖ.
«Складывается парадоксальная ситуация, когда КТЖ в новогодние праздники вводят запрет на подачу грузоотправителям Казахстана порожних зерновозов всех российских собственников по ранее заключенным международным договорам и согласованным КТЖ заявкам (форма ГУ-12) на январь, – подчеркивает в обращении к ЕЭК генеральный директор ООО «Технотранс» Виктор Чуйкин. – В это же время КТЖ себе в убыток оплачивают за счет собственных средств подачу латвийских и белорусских зерновозов транзитом через Россию. За счет нерационального порожнего пробега парка (при условии оплаты более $550 тыс. за досыл порожних зерновозов только по сети РЖД) КТЖ наносят ущерб своему же бюджету и увеличивают стоимость перевозки для местных грузоотправителей. Это решение лишено здравого смысла – происходит подсыл порожних вагонов, находящихся на удалении 3–4 тыс. км, при этом вводится запрет на прием вагонов, находящихся на пограничных передаточных станциях КТЖ, в непосредственной близости от станций погрузки».

В настоящее время из-за запрета на границе простаивает 195 вагонов «Технотранса». Как сообщили в компании, экономические потери составят от 7 до 9 млн руб., включая оплаченный тариф до границы, передислокацию вагонов под другую погрузку, простой вагонов, – это только убытки оператора, без учета возможных убытков казахстанских зерновых компаний, которые своевременно не получили вагоны и погрузка которых была сорвана запретом.

Также в письме глава «Технотранса» отмечает, что КТЖ вводят в заблуждение Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту стран – участниц Содружества (ЦСЖТ), предоставляя заведомо неверную информацию об отсутствии планов на погрузку зерна. Кроме того, введение конвенционного запрета вступает в противоречие с ранее направляемыми КТЖ обращениями об оказании «вагонной помощи».

На сегодняшний день обращение «Технотранса» находится в Евразийской экономической комиссии на рассмотрении, ответ еще не готов, сообщили в пресс-службе ЕЭК.

Похожее письмо «Технотранс» направил в комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Казахстана.
«В настоящий момент при наличии согласованных заявок (форма ГУ-12) на перевозку зерна во исполнение ранее заключенных международных договоров отсутствует физическая возможность их обеспечения, – говорится в письме. – Действия отдельных должностных лиц КТЖ приводят к значительным убыткам для собственников вагонов, грузоотправителей Казахстана, сопричастных железнодорожных администраций, а также приводят к прямым убыткам государственной компании «КТЖ». Инициатива, приведшая к введению конвенции, отчетливо демонстрирует противоправное вмешательство КТЖ в финансово-хозяйственную деятельность операторов, занимающихся перевозкой зерна, и подчеркивает ее коррупционный, антиконкурентный и незаконный характер».

Также «Технотранс» попросил антимонопольное ведомство провести административное расследование о законности введения подобных и систематических конвенционных запрещений.

Эта претензия не единственная. ООО «Балтсервис» направило письмо в ЦСЖТ с просьбой поспособствовать отмене запрета КТЖ.
«Конвенционный запрет КТЖ, оформленный Дирекцией Совета, создает дискриминационные условия ведения хозяйственной деятельности на трансграничном рынке оказания услуг по организации перевозок зерновых грузов в географических границах таможенной территории Единого экономического пространства, также противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе», – подчеркивает в письме исполнительный директор «Балтсервиса» Василий Чекан.
«Конвенционный запрет на перемещение порожних зерновозов на территорию Казахстана – явление ежегодное», – отметил пресс-секретарь ЗАО «Русагротранс» Александр Чернов.

Заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов отмечает, что обычно такие меры применяются для обеспечения работой казахстанских вагонов и сохранения (поддержки) высоких ставок на аренду подвижного состава.
«В настоящее время ситуация аналогичная, фактически запрещен въезд российским вагонам, которые готовы предоставить низкие ставки аренды подвижного состава, в то же время на территорию Казахстана допускаются «дорогие» вагоны из других стран. Следует отметить, что крупнейшие российские компании уже имеют зарегистрированные дочерние предприятия в Казахстане, то есть у данных компаний существует возможность снизить негативное воздействие данного запрета. ЕЭК потенциально имеет права воздействовать на данную ситуацию, так как ограничение приемки вагонов на сеть противоречит принципам равенства допуска к инфраструктуре, но в то же время Казахстан имеет право ограничивать допуск иностранных вагонов на свою сеть в рамках ЦСЖТ. Именно этим правом и пользуется Казахстан», – резюмировал Александр Поликарпов.

Соответственно, считает эксперт, действия казахстанских властей легитимны, так как они относятся к еще не урегулированному вопросу, какое из международных обязательств приоритетнее. В качестве первых шагов по разрешению подобных вопросов на системном уровне ЕЭК целесообразно разработать необходимые нормативно-правовые документы в случаях противоречий международных соглашений в рамках ЕАЭС и СЖА. Как вариант возможна разработка особых правил по управлению вагонными парками в рамках ЕАЭС.
«Вряд ли потери российских операторов из-за этого запрета будут значительными, – полагает ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Все же для них приоритетным является отечественный рынок перевозки зерна, и именно на нем они зарабатывают, а перевозки зерна в/из других стран вряд ли вносят существенный вклад в их выручку. Кроме того, не исключено, что если запрет будет быстро снят, то потерь у российских перевозчиков зерна может не быть совсем или же они будут минимальными. В этом случае вмешательство органов ЕАЭС может и не понадобиться».

Вместе с тем, отмечает аналитик, если такой запрет повторяется, то нужно найти решение этой проблемы раз и навсегда, чтобы она не мешала развиваться сотрудничеству в рамках ЕАЭС и не портила отношения между Россией и Казахстаном.

Впрочем, вмешательство извне не понадобилось. По информации ЦСЖТ, запрет уже отменен.

Запрет | Конфликт

Автор: Константин Мозговой

Новости

5 ч
7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»