Подписка 1520 - PDF

Банкир дороге не помеха

Пятница, 18.12.2015 в 00:00
Банкир дороге не помеха
Банк ссылается на военную нестабильность в Афганистане. Но Душанбе заверяет, что не остановит работы и способен профинансировать проект совместно с Пекином.

Банк приостановил на неопределенный срок поддержку проекта строительства железной дороги Таджикистан – Афганистан – Туркмения, объявил во вторник на пресс-конференции в Душанбе глава представительства АБР в Таджикистане Си Си Ю.

Хотя проект в Таджикистане недорогой и предусматривает строительство лишь нескольких десятков километров новых железных дорог, в соседнем Афганистане необходимо соорудить трассу свыше 300 км. «Банк не может участвовать в реализации данного проекта из-за вопросов безопасности на афганской территории, обеспечение которой находится на очень низком уровне, – пояснил Си Си Ю. – Хотя Туркмения завершила строительство своего участка, мы бы не хотели строить железную дорогу там, где это очень, очень рискованно».

До этого АБР выделил Душанбе грант в $9 млн на разработку технико-экономического обоснования проекта. «Мы, возможно, вернемся к этому (строительству железной дороги в Афганистан. – Ред.), когда ситуация улучшится в целом», – добавил Си Си Ю.

Азиатский банк развития (АБР) учрежден в 1966 году. Штаб-квартира банка расположена в столице Филиппин Маниле. Всего у организации развития 67 акционеров, крупнейшими из которых являются Япония с долей в 15,7%, США – 15,6%, Китай – 6,5%, Индия – 6,4%, Австралия – 5,8%. По данным АБР, по состоянию на ноябрь 2015 года совет директоров банка одобрил выделение Таджикистану $1,3 млрд в виде льготных кредитов, грантов и технической помощи.

В министерстве транспорта Таджикистана подтвердили выход АБР из проекта, но говорят, что продолжат строительство.
«Работа сейчас идет на участке Вахдат – Яван протяженностью 40 км. Сроки не пересматривались, завершить строительство планируется в 2016 году, – заявил «Гудку» начальник управления наземного транспорта минтранса Таджикистана Курбон Саидов. – Финансирование идет из госбюджета и за счет кредита правительства Китая».

В августе госкомпания «Таджикская железная дорога» отчиталась о сооружении 13,5 км на участке Яван – Вахдат, где было пробито 922 метра в трех тоннелях. С начала реализации проекта в 2009 году потрачено 330,2 млн сомони ($52,7 млн). Общие инвестиции в строительство железной дороги Вахдат – Яван оцениваются в $190 млн, из которых $60 млн составляет китайский кредит.

«Сейчас мы ищем инвесторов для второго участка длиной 50 км, который должен продолжить существующую железнодорожную сеть до границы с Афганистаном. По графику он должен быть сдан в 2018 году», – заявил Курбон Саидов.

«Про Афганистан ничего сказать не могу, там все сложно. Надеюсь, там тоже все будет построено», – сказал он, отвечая на вопрос о риске получить дорогу без грузов и пассажиров, если проходящий по территории Афганистана железнодорожный участок не начнет работать.

Меморандум о строительстве железной дороги Таджикистан – Афганистан – Туркменистан был подписан в марте 2013 года президентами трех стран. Строить его предполагалось при финансовой помощи АБР и сдать в эксплуатацию в 2018 году.

В ноябре Туркменистан завершил строительство 85-километрового участка железной дороги Атамырат – Имамназар. В ближайшее время там должны начаться работы над трехкилометровым участком до афганского населенного пункта Акина. На следующем этапе планируется строительство 38-километрового участка железной дороги Имамназар – Андхой.

АБР уже инвестировал в строительство железнодорожной инфраструктуры в Афганистане. В июле 2014 года минфин США даже наградил банк почетной грамотой за содействие развитию Афганистана. Речь идет о выделении $165 млн на сооружение 75-километрового участка железной дороги от Мазари-Шарифа до границы Узбекистана.

Новая железная дорога могла бы улучшить торговлю в регионе, считает юрисконсульт Ассоциации российских экспедиторов Валерий Третьяков.
«Для Таджикистана и Туркмении этот проект интересен как возможность получить дополнительный транзит. Афганистан мог бы использовать железную дорогу для импорта промышленной продукции и нефтепродуктов и экспорта фруктов», – полагает он.
Маршрут | Инвестиции

Автор: Павел Арабов

Новости

6 м
19 м
28 м
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»