Подписка 1520 - PDF

Конфликт интересов

Пятница, 18.12.2015 в 00:00
Конфликт интересов
Члены Латвийского совета портов, транзита и логистики предлагают функции регулятора железнодорожной отрасли передать республиканской Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ).

Инициатива выглядит претенциозной на фоне готовых поправок в закон «О железной дороге», подготовленных министерством сообщения Латвии и переданных на утверждение в парламент. В этом документе регулятором определена Государственная железнодорожная администрация.

КРОУ является независимым государственным органом, который призван защищать интересы пользователей общественных услуг в регулируемых государством отраслях (энергетика, телекоммуникации, почта, железнодорожный транспорт). В российском понимании это, по сути, общество защиты прав потребителей. Тем не менее члены совета альтернативное решение в принципе одобрили с оговоркой, что предложение нужно тщательно изучить. При этом предполагается, что со сменой полномочий функции КРОУ и железнодорожной администрации некоторым образом объединятся. В какой пропорции и у кого будет право решающего голоса – пока неизвестно.

В КРОУ объясняют такое решение латвийских транспортников директивой Европейского союза (ЕС). «Она предусматривает, что в отрасли железной дороги функции регулирования должно исполнять одно регулирующее учреждение. И это означает, что существующий порядок, когда отдельную часть функций выполняет регулятор, а другую – железнодорожная администрация, в дальнейшем изменится», – сообщил «Гудку» член совета, и.о. председателя Гинтс Зелтиньш. По его словам, какое именно учреждение будет осуществлять надзор и регулирование отрасли, определит законодатель.

В министерстве сообщения республики с такой позицией не согласны, парадоксально ссылаясь опять же на документы ЕС. «Регулирование не означает расчёт тарифов и методики, которая их определяет. Есть мнение, что нынешняя система принятия тарифов за использование инфраструктуры является недостаточно независимой. Но она была одобрена Европейской комиссией несколько лет назад, и ее независимость обеспечивается. В то же время определение методики и самих тарифов является компетенцией железной дороги, которая управляет инфраструктурой», – говорит заместитель директора департамента железнодорожного транспорта Марис Риекстиньш.

В его аргументации, по нормам ЕС продажа мощностей железнодорожной инфраструктуры не является общественной услугой в отличие от цены билетов на пассажирский транспорт.
«Регулятор, являясь независимым учреждением, вне подчинения какому-либо министерству, должен со стороны за этим процессом наблюдать, рассматривать жалобы и претензии. В принципе, имея право вмешиваться, но не определять тариф», – уточнил Марис Риекстиньш.

Окончательное решение будет принимать парламент республики. И министерство намерено разъяснить законодателям, в чем разница двойственного толкования документов ЕС, так как ведомство заинтересовано в юридически корректном вердикте.

При этом в Latvijas dzelzcels («Латвийские железные дороги», LDz) особых тревог по поводу смены регулятора не испытывают. «В наших интересах, чтобы тариф был логичным, компетентным и включал все реальные расходы. А как это обеспечит государство – другое дело, мы не можем влиять на решение властей», – пояснил руководитель отдела общественных связей LDz Марис Озолс. По его словам, гораздо важнее для концерна участие государства в софинансировании по содержанию инфраструктуры, как это происходит в большинстве государств ЕС. «У нас получается, что инфраструктуру оплачивает клиент. В среднем инфраструктурная оплата по перевозочному тарифу составляет примерно 40%. Если бы государство участвовало в этом, мы могли бы предложить более конкурентные цены для грузовладельцев и перевозчиков», – считает представитель LDz.

Заместитель председателя профсоюза железнодорожников и отрасли сообщения Латвии Александр Мухлынкин полагает, что это не более чем конфликт интересов разных экономических групп. «Мы заинтересованы в том, чтобы любое регулирование не угрожало нормальной работе и было без политических подоплек. Сейчас вопрос в том, кто будет утверждать методику определения тарифов за использование инфраструктуры. И этим должны заниматься исключительно специалисты, а не люди со стороны», – прокомментировал он «Гудку».

По его словам, несколько лет назад КРОУ предпринимала попытки регулировать инфраструктурный тариф, но затем эти функции были переданы железнодорожной администрации. Теперь комиссия пытается вернуть утраченные полномочия. Вопрос сложный, так как в европейских странах, к примеру, Германии и Франции, где высокая конкуренция, доступ к инфраструктуре является общественной услугой. «Но у нас в Латвии грузоперевозчиков не так много, поэтому это специфично железнодорожный вопрос», – уточнил Александр Мухлынкин.
Власть | Дискуссия

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

46 м
2 ч
11 ч
11 ч
11 ч
18 ч
19 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»