Подписка 1520 - PDF

Манат подкачал

Пятница, 20.11.2015 в 00:00
Манат подкачал
Международные рейтинговые агентства Fitch Ratings и Standard & Poor's восстановили долгосрочные кредитные рейтинги ЗАО «Азербайджанские железные дороги» (АзЖД) после приостановки наблюдения за эмитентом из-за недостаточности информации.

Fitch и S&P присвоили железнодорожной компании рейтинги «ВВВ-» и «BB+» соответственно. В прогнозе по рейтингу оба агентства солидарны – прогноз «Негативный».
«Наше решение отражает неопределенность относительно формы и объема государственной поддержки, которая будет оказана железнодорожникам в случае ожидаемого падения доходов», – рассказал главный аналитик Fitch Хью Шим.

По его словам, в настоящее время правительство Азербайджана обсуждает «Государственную программу развития железных дорог на 2016–2020 годы». Агентство ожидает, что правительство адаптирует капитальные расходы железных дорог к низким ценам на нефть. При этом Fitch не исключает возможности снижения рейтинга компании в случае ослабления государственной поддержки. Впрочем, эксперты Fitch считают, что на сегодняшний день связи между правительством и АзЖД остаются сильными, что по большому счету обусловлено стратегической важностью компании для экономики страны, включая ее роль в перевозках нефтепродуктов.
«Зависимость АзЖД от экспорта/импорта и транзитных перевозок с большой долей нефтепродуктов все еще высока, от локальных грузоперевозок поступают лишь незначительные доходы, – отметила директор аналитической группы по энергетическому и транспортному сектору Европы, Ближнего Востока и Африки FR Оксана Згуральская. – Учитывая снижение транзитных грузоперевозок в первом полугодии текущего года и замедление роста экономики по всему региону, а также растущую конкуренцию в области транспортировки нефти через трубопроводы, мы не ожидаем увеличения транзита нефти и нефтепродуктов в течение второго полугодия в 2015–2018 годах».

В то же время, по мнению аналитиков Fitch, в долгосрочной перспективе следует ждать скачка в объемах грузоперевозок за счет ряда проектов, к примеру, железной дороги Баку – Тбилиси – Карс. Бизнес, связанный с пассажироперевозками, останется относительно малым, при этом АзЖД будет и дальше фокусироваться на транзитных перевозках, уверены в Fitch. По их данным, в текущем году объем транзитных перевозок сократится более чем на 10%, а в 2016 году ожидается незначительный рост.

Положительное влияние на рейтинг может оказать ряд факторов. К примеру, сохранение объемов господдержки на прежнем уровне или усиление связи с правительством на фоне улучшения суверенного рейтинга Азербайджана. Также позитивно может повлиять устойчивая диверсификация экономики, поддерживаемая реформами, для повышения прозрачности и государственного управления, улучшения бюджетной позиции.

В S&P обратили внимание, что прогноз «Негативный» отражает аналогичный прогноз по суверенным кредитным рейтингам, а также риск ослабления показателей операционной деятельности компании в ближайший год. Также в агентстве приняли во внимание очень важную роль компании для правительства республики ввиду монопольного положения АзЖД как владельца и оператора национальной сети железных дорог и подвижного состава.
«В настоящее время рейтинг АзЖД («bb-») на одну ступень ниже, чем на момент приостановления наблюдения над рейтингом компании, из-за пересмотра нашей оценки профиля финансовых рисков компании с «минимального» на «средний», – подчеркнул ведущий кредитный аналитик Михаил Давыдов. – Этот пересмотр, в свою очередь, обусловлен нашими ожиданиями того, что отношение «денежный поток от операционной деятельности до изменений в оборотном капитале (funds from operations — FFO) / долг» снизится до менее чем 45%, а обеспеченность процентных выплат показателем FFO – до менее чем 9х до конца 2015 года, главным образом вследствие снижения показателей операционной деятельности и ослабления курса маната. Манат обесценился почти на 25% после девальвации в феврале текущего года, что обусловило увеличение долговых обязательств компании, номинированных главным образом в долларах США. Кроме того, по нашим оценкам, объем перевозок сократился почти на 40% в I полугодии этого года, что обусловило в целом сопоставимое снижение показателя EBITDA».

Оценка профиля бизнес-рисков АзЖД со стороны S&P отражает относительно небольшую территорию обслуживания в стране со сравнительно слабой экономикой (в сравнении с некоторыми сопоставимыми компаниями в странах Западной Европы) и значительную, по нашему мнению, конкуренцию в области грузоперевозок, в частности со стороны трубопроводной системы и дорожного транспорта. Кроме того, эксперты учитывают ограниченное число маршрутов, преобладание транспортировки сырья в структуре осуществляемых грузоперевозок.

Впрочем, влияние этих негативных факторов частично компенсируется ключевыми позициями компании в транспортном коридоре Европа – Кавказ – Азия и монопольным положением компании в Азербайджане.
«Прогноз «Негативный» по рейтингам АзЖД отражает аналогичный прогноз по суверенным рейтингам Азербайджана – единственного акционера компании, – отметил кредитный аналитик S&P Сергей Горин. – Мы также отмечаем риск усиления долговой нагрузки в случае дальнейшего ослабления маната или в случае, если при разработке новой стратегии компании правительство страны примет решение о допустимости более высокого уровня долговой нагрузки АзЖД».

Рейтинг железнодорожной компании может ухудшиться по ряду причин, основополагающая, в силу тесной связи с государством, – понижение суверенного кредитного рейтинга Азербайджана. Также рейтинг снизится, если финансовая политика компании претерпит изменения, в результате чего АзЖД будет финансировать значительную часть программы капитальных расходов за счет внешних источников, при этом отношение FFO/долг снизится и будет составлять менее 30% на протяжении длительного периода, отмечают эксперты S&P.

В отделе маркетинга и тарифов железнодорожной компании «Гудку» сообщили, что менеджмент АзЖД хоть и следит за рейтинговыми действиями ведущих агентств, но относится к таким показателям, в конечном итоге, с определенной долей скепсиса – на работу компании рейтинг влияния не окажет.

Индикаторы | Рейтинг

Автор: Константин Мозговой

Новости

11 ч
12 ч
12 ч
12 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Контрольный пункт»