Подписка 1520 - PDF

Европейский образец

Пятница, 20.11.2015 в 00:00
Европейский образец
Министерство инфраструктуры Украины опубликовало для общественного обсуждения проект Стратегического плана развития железнодорожной отрасли до 2020 года. В частности, документ предусматривает адаптацию отраслевых законодательных актов к требованиям Европейского союза (ЕС) в части обеспечения безопасности железных дорог, улучшения качества транспортных услуг и либерализации перевозок.

Документ определяет порядок изменения бизнес-модели железных дорог Украины с учетом необходимости привлечения инвестиций в обновление инфраструктуры и подвижного состава, а также интеграции железнодорожной системы страны в европейскую. Проект задает базовые принципы, стратегические направления, цели и задачи развития железнодорожного сектора страны, сроки их выполнения и потенциально возможные риски.

Согласно проекту, развитие ведется в четырех основных направлениях: создание новой эффективной модели государственного управления и регулирования железнодорожным транспортом, повышение эффективности и конкурентоспособности отрасли, создание европейской системы обеспечения безопасности перевозок, обеспечение доступности и улучшения качества железнодорожных транспортных услуг, совершенствование логистических технологий и интеграции в международные транспортные системы.

Хотя заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян не смог прокомментировать исполнение стратегического плана, но известно, что первый этап планируется реализовать в 2015 – начале 2016-го, второй – в 2016– 2020 годах и третий – после 2020 года.

При этом первый этап предполагает разработку и утверждение нормативно-правовой базы для реформирования, образования ОАО «Украинская железная дорога» («Укрзализныця», УЗ), разделение функций хозяйственного и государственного управления отраслью, финансовых потоков по видам деятельности и начало реформы тарифной системы. Второй направлен на формирование вертикально интегрированной системы управления (по видам деятельности) в УЗ, единых правил деятельности для всех субъектов рынка, совершенствование тарифной политики и обеспечение свободного ценообразования в конкурентных секторах рынка транспортных услуг. Третий этап позволит ликвидировать перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, развить конкуренцию на рынке железнодорожных перевозок, создать предпосылки для повышения инвестиционной привлекательности отрасли, оказать поддержку для закупки подвижного состава, строительства объектов железнодорожного транспорта.

Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский отметил, что в законопроекте учтены акты законодательства ЕС, обязательства по имплементации которых Украина взяла на себя в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.
«Нормы и положения законопроекта, направленные на решение вопросов инвестирования в развитие железнодорожной инфраструктуры, проработаны с учетом пожеланий участников рынка, – говорит господин Пивоварский. – При обсуждении проекта в Комитете по вопросам транспорта Верховной рады Украины эти пункты получат поддержку представителей министерства».

При этом разработчики уверены – новые правила существования конкурентного рынка железнодорожных перевозок должны быть внедрены одновременно с новой системой тарифообразования.

В свою очередь директор Центра транспортных стратегий (Украина) Сергей Вовк считает, что план малоэффективен без принятия трех важнейших документов – закона «О железнодорожном транспорте», Устава и Правил перевозки железнодорожного транспорта.

По его словам, транспортная отрасль формирует около 80% грузопотока Украины (исключая трубопроводный транспорт), поэтому ее развитие важно для экономики всей страны. Возможности государственного бюджета для масштабной модернизации железнодорожной отрасли при существующем состоянии экономики Украины ограничены так же, как и у железнодорожного предприятия УЗ.
«В этих условиях единственным способом решения проблемы является поиск механизмов взаимодействия с частным капиталом, который необходимо направить на решение ключевых проблем отрасли – на частную тягу, ликвидацию ограничений пропускных способностей инфраструктуры», – говорит эксперт.

Между тем опыт реализации подобных проектов у УЗ уже есть. Благодаря государственно-частному партнерству была увеличена пропускная способность участка железной дороги Черноморская – Береговая.

По мнению исполняющего обязанности председателя правления УЗ Александра Завгороднего, такие проекты влияют на весь перевозочный процесс в стране.

По данным министерства инфраструктуры Украины, для бизнес-сообщества выполнение мероприятий плана обеспечит прозрачный доступ к инфраструктуре и сформирует рыночные отношения в отрасли.
«Главное преимущество для государства – эффективное управление имуществом железнодорожных предприятий, более полное использование транзитного потенциала и ускорение темпов евроинтеграции Украины», – пояснили в ведомстве.

Ответственными за выполнение Стратегического плана, Перечень стратегических целей и задач назначаются министерство инфраструктуры Украины, УЗ и государственная служба Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезпека).
Документ | Обсуждение

Автор: Дарья Белоглазова

Новости

5 ч
6 ч
6 ч
7 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»