Подписка 1520 - PDF

Право нового века

Понедельник, 09.11.2015 в 00:00
Право нового века
Увеличения объема железнодорожных перевозок по международным транспортным коридорам можно достичь за счет более гармоничного законодательства и совместного регулирования тарифов, уверен заместитель председателя комитета Организации сотрудничества железных дорог Виктор Жуков.

– Виктор Петрович, что мешает более интенсивным железнодорожным перевозкам по транспортным коридорам?
– За 15 последних лет членам ОСЖД удалось увеличить железнодорожные перевозки в полтора раза и довести их до 6 млрд тонн. Однако это всего лишь 11,5% от того объема, который в этих странах перевозится другими видами транспорта, поэтому здесь есть над чем работать. Перевозки ограничивают слабое развитие инфраструктуры на ряде международных коридоров, наличие двух правовых систем КОТИФ и СМГС при международных перевозках, недостаточный уровень сервиса, не всегда конкурентоспособные тарифы. ОСЖД совместно с другими государствами и транспортными организациями предпринимает много усилий по решению этих проблем.

– Какие изменения произошли за последнее время?
– Весьма существенные. В государствах ОСЖД произошли рыночные изменения, и СМГС перестала отвечать требованиям сегодняшнего дня. Но в результате семи лет кропотливой работы в июле этого года заработало новое соглашение СМГС, в котором появились четкие определения «перевозчика», «владельца инфраструктуры» и других необходимых в новой экономике понятий. Стала возможной и более адресная тарифная политика. В рамках Комитета по грузовым перевозкам мы целенаправленно работаем над улучшением тарифных условий на основе заключенных заинтересованными сторонами договоров международного транзитного тарифа (МТТ) и единого транзитного тарифа (ЕТТ). Сейчас актуальна корректировка этих договоров на базе обновленного СМГС. Эта работа уже началась. Эти два тарифа являются хорошим инструментом для определения тарифной политики, в том числе скидок как по объемным, географическим понятиям, так и в привязке к определенным международным транзитным коридорам.

– Каковы результаты использования накладной ЦИМ/СМГС?
– В 2006 году был запущен проект этой универсальной накладной, позволяющей без переоформления перевозить грузы через границу. Сегодня почти 50% международных перевозок осуществляется по накладной ЦИМ/СМГС. Это огромный прорыв в плане гармонизации международного права, но не окончательная победа. Мы сегодня работаем в направлении создания единого железнодорожного права XXI века. Инициатива о создании такого права поддержана 37 министрами транспорта, была подписана соответствующая декларация. В 2013 году создана группа экспертов при ООН, которая сделала первый шаг – подготовила проект правового режима в виде договора на перевозку, в котором совмещаются положения ЦИМ и СМГС. Сейчас необходимо два-три года, чтобы обкатать эти правовые положения, и если здесь будет положительный результат, то потребуются дальнейшие шаги к созданию глобального железнодорожного права. ОСЖД в этом году закончила десятилетнюю работу над созданием Конвенции о прямом железнодорожном международном сообщении.
В 2016-м состоится конференция для принятия этой конвенции, после чего она будет передана правительствам государств для ратификации. В результате этой ратификации статус СМГС-СМПС существенно повысится, он станет межправительственным. В перспективе эта конвенция может стать основой единой Конвенции глобального железнодорожного права.

– Какова сейчас ситуация с международными пассажирскими железнодорожными перевозками?
– Ситуация продолжает оставаться очень тревожной. В этом году международные пассажирские перевозки упали на 37% по сравнению с прошлым годом. Министры транспорта государств ОСЖД летом в Улан-Баторе приняли решение обратиться к правительствам с просьбой принять консолидированное решение по этой проблеме. ОСЖД работает над созывом конференции высокого уровня по этому вопросу, но, не дожидаясь ее, нужно подумать о принятии мер по повышению рентабельности пассажирских перевозок. Мы знаем, что Федеральная пассажирская компания делает очень многое в этом направлении: повышает уровень сервиса, обновляет подвижной состав, внедряет новые технологии, работает над тарифами. Но этого недостаточно. Мощные локомотивы подчас тащат всего по 3–5 пассажирских вагонов, в то время как могли бы и 20. Недавно китайские коллеги обратились к нам с просьбой организовать перевозку в Европу почтовых отправок, заказанных по Интернету, а это огромное количество груза. Сейчас они везутся авиатранспортом, что очень дорого. Это могло бы повысить рентабельность пассажирских составов.
Мне представляется, что необходимо внимательно изучить методологию формирования тарифов на международные перевозки, обратив внимание на перевозки между Россией, Белоруссией и Польшей. Внимательно нужно посмотреть на плату за пользование инфраструктурой. А методологии очень различны в этих странах, и над этим нужно поработать.
Интеграция | Инициатива

Комментарий |
Реплика

В 2013 году была создана группа экспертов при ООН, которая сделала первый шаг – подготовила проект правового режима в виде договора на перевозку, в котором совмещаются положения ЦИМ и СМГС. Сейчас необходимо два-три года, чтобы обкатать эти правовые положения, и если здесь будет положительный результат, нужно делать дальнейшие шаги


Автор: Сергей Плетнев

Новости

5 ч
6 ч
6 ч
6 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Персона»