Подписка 1520 - PDF

Требование к смене поколений

Понедельник, 09.11.2015 в 00:00
Требование к смене поколений
Приоритет

Валентин Виноградов, первый проректор Московского института инженеров транспорта:

– В области внедрения инновационных учебных программ и новых подходов мы работаем в тесном контакте с ОАО «РЖД» – ведь мы должны выпускать тех специалистов, которые потребуются госкомпании «здесь и сейчас». Конечно, у нас действуют традиционные общие курсы подготовки бакалавров, магистров и специалистов. Однако к имеющимся программам мы добавляем так называемые авторские классы – программы дополнительной углубленной специализированной подготовки. Такие «классы» организованы для всех специальностей: путейцев, экономистов, менеджеров. Еще один немаловажный момент – ознакомительные выходы на специально обустроенные базы Московской железной дороги для студентов-целевиков, сейчас их три: в Перове, на бульваре Рокоссовского и на Пресне. Здесь студенты знакомятся с новейшим оборудованием, которое используется в реальной работе. Естественно, материально-техническая база обновляется по мере необходимости, в бюджете МИИТа на каждый новый год заложены средства на эти цели. У нас действует кафедра «Инноватика», готовящая специалистов в области инновационных технологий. Это будущие помощники главных инженеров, которые могли бы правильно оформить новые идеи и претворить их в жизнь. Появляются новые международные программы, к примеру, с китайскими коллегами в области логистики – по окончании обучения выпускники получают двойной диплом.
Кроме того, мы реализуем совместный проект с ОАО «РЖДстрой». Эта компания обратилась к нам с просьбой составить специальную программу для обучения студентов тонкостям строительства высокоскоростных магистралей. Сейчас эта группа уже проходит 3-й курс, одна из отличительных черт этого направления – крайне высокий минимальный проходной балл – почти вдвое выше среднего по МИИТу.


Планирование

Александр Ерофеев, заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Белорусского государственного университета транспорта:

– Нам удалость сохранить пятилетнее обучение по железнодорожным специальностям. Это позволило качественно переработать учебные планы и ввести ряд актуальных дисциплин. Например, в учебный план специальности «организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» введены такие дисциплины, как «Основы управления интеллектуальной собственностью», «Управление качеством, стандартизация и сертификация», «Инновационные технологии перевозочного процесса», «Инновационное развитие инфраструктуры транспорта на основе интеллектуальных систем», и ряд других. Также в учебный процесс активно внедряются занятия на предприятиях железнодорожного транспорта (станциях, депо, Центре управления перевозками, дистанциях). Отдельные циклы занятий для студентов железнодорожных специальностей организованы в Испытательном центре железнодорожного транспорта «СЕКО».
В прошлом году БелГУТ перешел в подчинение Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии, что поможет активизировать процессы обновления материально-технической учебной базы, закупку современного учебного оборудования и программных комплексов. Это позволит в дальнейшем более полно реализовывать современные подходы к обучению железнодорожников.
Также мы постоянно открываем новые профессии для обучения, к примеру, в этом году будет первый выпуск по специальности «железнодорожная логистика». Два года назад мы открыли крайне востребованную специальность «электроснабжение железных дорог», сейчас в республике полным ходом идет электрификация путей на таких участках, как Жлобин – Гомель и Молодечно – Гудогай в международном сообщении. Эти линии будут обслуживать новые специалисты – наши выпускники.


Программа

Борис Боднарь, первый проректор Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта:

– Совместно с российскими, польскими и французскими вузами мы вводим магистерские программы для подготовки специалистов в области высокоскоростного движения. Также мы совместно с французской Консерваторией искусств и ремесел (Conservatoire national des arts et metiers, CNAM) готовим магистров по специальности «интероперабельность, сертификация и безопасность на железнодорожном транспорте», соответственно, выпускники получают сразу два диплома – украинский и французский. Кроме того, не так давно внедрили магистерскую программу по информационным технологиям на транспорте. И еще один немаловажный момент: мы отходим от 100-процентной железнодорожной направленности и постепенно вводим обучение других транспортников, в частности по специальностям «автомобильный транспорт» и «строительство автомобильных дорог».


Проект

Игорь Кабашкин, член технического комитета по транспорту и городскому развитию Европейской комиссии по сотрудничеству в области научных и прикладных технических исследований:
– В рамках программы регионального сотрудничества разрабатывается проект EduRail (education railway). Он предполагает создание новых подходов к образовательному процессу для железнодорожников, в том числе на базе тренажеров, симуляторов (Финляндия активно внедряет эти элементы). А новая форма обучения предполагает использование и новых методик. В частности, геймефикацию, направленную как на машинистов, так и на управленцев, отвечающих за транспортную инфраструктуру или логистику. Программа разрабатывается по принципу модульной конструкции, и уже сейчас есть основные направления – от подготовки общей стратегии железной дороги в рамках Европейского союза до конкретных секторов, разделенных по профессиям.
Ключевые участники проекта – Латвия, Эстония и Финляндия. Проект задумывался как создание инновационных подходов к образованию в новых условиях, а именно с учетом перспектив появления магистрали Rail Baltica, которая изменит традиционные подходы в образовательной системе балтийских стран. Новая железная дорога стимулирует появление новых элементов логистики и инфраструктуры.


Актуализация

Марек Мезитис, начальник отдела железнодорожного транспорта Рижского государственного технического университета:
– К сожалению, в силу ряда причин мы несколько консервативны в вопросах образования. Наш вуз время от времени проходит аккредитацию, последняя была год назад, следующая состоится в 2019-м. По действующему законодательству в год можно менять до 10% от содержания образовательных программ, и благодаря этой лазейке мы и ведем актуализацию учебных подходов – вводим новые модули и предметы согласно тенденциям развития железнодорожной отрасли. И вот в этом плане мы разработали ряд изменений, в том числе – для наших – зарубежных коллег. Для начала мы разработали магистерскую программу для Узбекистана, Казахстана и Киргизии – «Интероперабельность, безопасность и сертификация на железнодорожном транспорте», многое из которой вошло в наш учебный курс. Еще один проект, по которому мы сотрудничали с ведущими российскими вузами (МИИТ и ПГУПС), – строительство и эксплуатация высокоскоростных магистралей.
Спорная территория

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Спорная территория»