Подписка 1520 - PDF

Инициатива снизу

Четверг, 01.10.2015 в 00:00
Инициатива снизу
Мажилис Казахстана (нижняя палата парламента РК) одобрил новую редакцию закона «О государственно-частном партнерстве», подготовленную республиканским министерством национальной экономики.

Как сообщили в экономическом ведомстве, главные задачи законопроекта – привлечение частного сектора к управлению государственными активами, привлечение частных инвестиций и снижение нагрузки на бюджет, а также участие субъектов квазигосударственного сектора в реализации проектов ГЧП.
«Новый законопроект определяет механизмы реализации институционального ГЧП, предполагающие создание совместного предприятия между государственным и частным партнерами для реализации определенного проекта. Институциональное ГЧП направлено на привлечение прямых инвестиций через вовлечение субъектов квазигосударственного сектора, в которых 50% и более прямо или косвенно принадлежит государству. В том числе, разумеется, это касается железнодорожной нацкомпании АО «НК «Казахстан темир жолы», – подчеркнул Ерболат Досаев.

По его словам, законопроект предполагает развитие ГЧП во всех отраслях и сферах экономики, однако реализация таких инициатив может быть заблокирована.
«Запрет устанавливается только по отдельным объектам соответствующим указом президента РК, имеющим особое стратегическое значение, – отметил Ерболат Досаев. – Кроме того, наряду с проведением одно- и двухэтапных конкурсов законопроект предусматривает внедрение новых механизмов определения частного партнера, таких как заключение договора путем прямых переговоров и проведение конкурса по упрощенным процедурам по малым формам государственно-частного партнерства. Заключение договора путем прямых переговоров будет осуществляться при наличии у частной компании готового объекта для реализации проекта на его базе. Представители бизнеса вправе самостоятельно инициировать переговорный процесс с государством и заключить соответствующий договор».

Предусмотренные законодательством выплаты из государственного бюджета и меры государственной поддержки, которые применялись в концессиях, будут также распространены на все проекты ГЧП. По замыслу авторов, документ обеспечит эффективное выполнение государственных обязательств, не наращивая бюджетные расходы и долю государственного сектора в экономике.
«Для реализации нового проекта о государственно-частном партнерстве требуется внесение изменений, в связи с чем вносятся изменения и дополнения в три кодекса и 14 законов. Поправки вносятся по следующим направлениям: отсылочные нормы в закон о ГЧП в Гражданском кодексе. Поправки в Бюджетный кодекс предусматривают механизмы планирования и расходы на проекты ГЧП по аналогии с концессионными проектами, а также определенные бюджетные обязательства и мониторинг проектов ГЧП», – резюмировал глава Миннацэкономики.

Железнодорожники оптимистично оценивают новую редакцию закона о ГЧП.
«Закон предполагает право бизнес-структур инициировать создание ГЧП, хотя ранее инициатива исходила только со стороны государства. Станет возможным заключение договоров на долгосрочной основе – на 10–15 лет, и обязательства будут обеспечены из республиканского или местного бюджетов. Но в любом случае полная оценка документа возможна лишь после первых случаев его применения», – подчеркнул источник в департаменте правового обеспечения КТЖ.

Эксперты считают, что закон недоработан, из-за чего в проекты ГЧП не удастся вовлечь максимум участников из частного сектора и максимальный объем капиталовложений.
«Уже предпринимались попытки государственно-частного партнерства в железнодорожном секторе, однако серьезного развития эта тема не получила. Дело в том, что железная дорога сама по себе представляет более социально значимый, нежели коммерческий интерес. Соответственно, быстрой отдачи такие проекты предпринимателям не принесут», – считает председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана Нигматжан Исингарин.

По его мнению, необходим отдельный пункт в законе или даже отдельный закон, посвященный инфраструктурным проектам ГЧП, в котором будут прописаны выгоды для частных предпринимателей от участия в подобных проектах.
«К примеру, рассматриваем государственно-частный проект строительства железнодорожной ветки. Бизнес-структуры, занятые в этом проекте, должны получить некие преференции сразу после запуска ветки в эксплуатацию – возможно, это будут тарифные преференции или какие-то налоговые льготы. Так или иначе, коммерсанты должны ощущать результат своей работы сразу, иначе у них пропадет интерес. Не секрет, что срок окупаемости подобных проектов зачастую превышает 15 лет, что для частных компаний, как правило, недопустимо», – полагает эксперт.
Документ | Взаимодействие

Автор: Константин Мозговой

Новости

1 д
1 д
2 д
1 д
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Государственное регулирование отрасли»