Подписка 1520 - PDF

Остановка по требованию

Воскресенье, 23.08.2015 в 00:00
Остановка по требованию
Акционерное общество «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) запретило подачу всех иностранных приватных порожних полувагонов казахстанским грузоотправителям на территории республики. Теперь собственный и арендованный подвижной состав железнодорожных администраций с территории Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении должен следовать через Казахстан только транзитом.

Для этого придется оформлять полный пакет перевозочных транзитных документов. Прежде, для того чтобы удешевить перевозку, операторы оформляли два комплекта документов, то есть делили транзитный тариф.

Как пояснил руководитель представительства КТЖ в РФ Владимир Захаров, речь идет только о вагонах, которые приходят под погрузку в Казахстан, транзитные могут спокойно направляться в Россию без ограничения в проезде. «В принципе, как каждая дорога, КЖТ защищает свои интересы в условиях рынка, получая преференции в погрузке своих вагонов и перемещая грузы по территории Казахстана. Если вагоны идут из России, они проводят процедуру погрузки в установленном порядке. Никто им не запрещает въезжать и грузиться», – говорит он.

По оценке Владимира Захарова, конвенционный запрет, как и любой другой, носит временный характер. «Ограничения какой-то период просуществуют, я думаю, не самый длинный. То есть по прошествии времени условия могут быть пересмотрены. И будут сделаны исключения по стратегическим партнерам. Как и на любой дороге, это те, которые в равных условиях разрешают нам грузить у себя, мы им разрешаем действовать так же», – уточнил представитель КТЖ.

Стремление национальной компании защитить свои интересы вполне понятны. Как сообщили «Гудку» в пресс-службе КТЖ, «снижение объемов перевозок повлекло за собой излишек рабочего парка подвижного состава. Периодически возникающие скопления порожних вагонов железных дорог других государств и длительный их простой на станционных и магистральных путях КТЖ негативно влияют на технологический процесс и обеспечение безопасности перевозок. К тому же в последнее время снижается доля погрузки грузов в общем объеме в вагонах национальной компании».

В связи со снижением объемов грузооборота из-за ухудшения ценовой конъюнктуры КТЖ в настоящий момент проводит антикризисные меры. В частности, оптимизирован бюджет расходов, снижены закупка материалов, топливно-энергетических ресурсов, объем ремонтов и сервисного обслуживания. Также рассматривается вариант введения режима неполного рабочего времени с 1 сентября текущего года.

Кроме того, в КТЖ также отметили, что принятая мера не противоречит существующим правовым нормам, установленным Советом по железнодорожному транспорту стран Содружества. И сформированный механизм регулирования режима работы железнодорожного транспорта на «пространстве 1520» предполагает самостоятельное принятие решений железнодорожными администрациями, исходя из конкретной технической и технологической ситуации на своей сети.

В самом Казахстане российские грузооператоры уже ощутили последствия ограничений. Как прокомментировали «Гудку» в ТОО «ПГК-Центральная Азия» («дочка» АО «ПГК», входит в состав UCL Rail), запрет негативно отражается на грузовой работе, так как полувагоны не могут заехать на территорию республики. «Многие российские заводы пользуются вагонами ПГК. Если какое-то ответное решение не будет принято, это может привести к тому, что многие предприятия в России, которые пользуются нашими услугами, могут остановиться. Также запрет может привести к тому, что движение на узловых станциях Казахстана будет парализовано, они будут забиты порожними вагонами. Должно быть какое-то решение», – отметили в ПГК-ЦА.

К примеру, компания занимается поставкой угля с угольных разрезов Экибастуза для доменных печей ведущих энергостанций Урала – Рефтинской, Нижнетуринской, Верхнетагильской ГРЭС и Красногорской ТЭЦ. Отсутствие угольных составов угрожает энергоснабжению промышленных и жилых районов Свердловской, Тюменской, Пермской и Челябинской областей.

Кроме того, в ПГК-ЦА уточнили, что оформление полного пакета документов выходит дороже, чем при разрывном транзитном тарифе, и дополнительные расходы операторов также не могут не отразиться на стоимости груза и в целом грузоперевозок.

Ограничения со стороны КТЖ также затрагивают интересы других российских операторов, в частности Федеральной грузовой компании и «Нефтетранссервиса».

В Федеральной антимонопольной службе РФ отказались от комментариев, сославшись на то, что требуется более глубокий анализ ситуации. При этом в ведомстве уточнили, что жалоб по данному поводу к ним пока не поступало.

Однако в Некоммерческом партнерстве операторов железнодорожного подвижного состава (ОЖдПС) считают, что из-за ограничения российские компании – собственники грузовых вагонов вынужденно нарушают долгосрочные договорные отношения с казахстанскими грузоотправителями, так как не могут направлять порожние грузовые вагоны на территорию республики. Соответствующее обращение ОЖдПС направило в адрес Министерства транспорта РФ.

По оценке председателя НП ОЖдПС Ольги Лукьяновой, подобный «вагонный протекционизм» в виде конвенционных запретов либо в целом по всем перевозкам, либо по отдельным видам грузов или по порожним вагонам применяется РК систематически.

В частности, в январе 2013 года КТЖ был введен запрет на прием и передачу крытых вагонов ФГК, в феврале 2014 года – собственных рефрижераторных вагонов, рефконтейнеров на спецплатформах всех собственников. Исключение составил «Белинтертранс». Но август текущего года стал особенно богат на «санкции». Под запрет для приема и передачи на все станции дороги попали собственные и арендованные порожние цистерны, в том числе со всех станций СНГ и Балтии. Последняя инициатива коснулась запрета на прием полувагонов от Узбекской, Туркменской, Таджикской и Киргизской дорог. «И это происходит в то время, когда все остальные железнодорожные администрации «пространства 1520» допускают вагоны друг друга и вагоны принадлежности РК на свою территорию», – уточнила Ольга Лукьянова.

ОЖдПС предложило Минтрансу рассмотреть возможность ответных мер. К примеру, ввести запрет на прием порожних грузовых вагонов, принадлежащих Казахстану, на всей территории РФ.

Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) также направил письмо руководству Росжелдора, оперируя тем, что ограничения КТЖ противоречат соглашению о Евразийском экономическом союзе. Согласно документу поставщики из стран ЕАЭС должны иметь равные условия работы с национальными компаниями.

Свою оценку ситуации дала Ассоциация национальных экспедиторов Республики Казахстан (АНЭК), официально обратившись в КТЖ: запрет негативно влияет на экономику республики. По мнению гендиректора АНЭК Ильи Сегала, в этих условиях находятся под угрозой согласованный план отгрузки отечественных экспортеров РК и план погрузки полувагонов отечественных собственников назначением на станции перечисленных государств, так как вернуть их невозможно. В АНЭК по этому поводу уже обратились собственники вагонов из РФ, Украины и других государств железнодорожного «пространства 1520».

В дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества «Гудку» заявили, что взаимодействие в обратном направлении намечается. Как пояснил руководитель департамента координации эксплуатационной работы и использования подвижного состава Игорь Соловьев, КТЖ уже направили телеграмму в РЖД с информацией о том, что ограничения в ближайшее время будут сняты в отношении всех стран. Однако реальные сроки казахстанская администрация не уточнила.
Протекционизм | Последствия

Автор: Елена Кудрявцева

Новости

10 ч
Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Грузовая база»