Подписка 1520 - PDF

«Не нужно строить с первого кирпича»

Четверг, 06.08.2015 в 00:00
«Не нужно строить с первого кирпича»
Научный образовательный совет координирует деятельность более чем 60 вузов и НИИ различных учебных заведений транспорта стран СНГ. О приоритетах сотрудничества ученых «Гудку» рассказал председатель Совета по образованию и науке при Координационном транспортном совещании государств – участников СНГ Борис Лёвин.

– Борис Алексеевич, насколько успешно МИИТ и другие отраслевые вузы вписываются в этот интеграционный процесс на «пространстве 1520»?
– В «партнерском портфеле» транспортных вузов около 200 предприятий и организаций, среди них ведущие институты, научные организации и компании Великобритании, Германии, спании, Канады, Китая, Франции и других стран. Понятие «санкции» для наших отношений абсурдно. Европейские партнеры настойчиво ищут новые контакты.
Но СНГ – особая зона интересов государства, бизнеса, в том числе ОАО «РЖД» и учебных заведений. На этом пространстве бизнес-проекты имеют все шансы на успех. Не нужно строить здание с первого кирпича, достаточно использовать фундамент прежних связей, укрепив его современными взаимными интересами. У нас общие базовые ценности, мы говорим на одном языке и используем одну колею.

– Но разночтения – законодательные, правовые, идеологические – вероятно, имеются?
– Безусловно, но для того, чтобы их преодолеть конкретно в сфере транспорта, в 1991 году и было создано КТС СНГ, а в 2005 году в его составе – Совет по образованию и науке.

– Десять лет – достаточный срок для подведения итогов. Идея создания совета себя
оправдала?

– Одно могу сказать с уверенностью: он не стал мертворожденной организацией, клубом для встреч и разговоров. Мы предпочитаем тактику последовательного развития. О единовременной кооперации деятельности более чем 60 вузов и НИИ различных учебных заведений транспорта стран СНГ говорить нет смысла.
Мы создали ячейку объединения – Таможенный союз – и определили, что генераторами кооперации будут вузы железнодорожного транспорта.
Определенных успехов мы достигли, включив в свою орбиту национальные органы транспорта и национальные органы образования, которые заинтересованы в создании площадки, на которой формируется единое образовательное и научное пространство вузов и НИИ транспорта стран СНГ.
Вкратце алгоритм деятельности совета следующий. С одной стороны, есть специфика национальных систем образования, национальные модели его развития. С другой – взаимовыгодные интересы многопланового сотрудничества. И надо увязать эти факторы, поместить их в единое образовательное, методическое, научное и информационное поле.

– И как этот процесс происходит на практике?
– Буду конкретен. В составе совета сформированы и действуют учебно-методические комиссии по основным специальностям железнодорожного транспорта. При их содействии реализуются совместные магистерские программы по направлениям железнодорожного транспорта, расширяется практика включенного обучения студентов.
За последнее время учеными вузов транспорта Белоруссии, Казахстана, России и Украины издано более двадцати учебников и учебных пособий по дисциплинам основных образовательных программ железнодорожного транспорта.
МИИТ как базовая организация совета предоставил преподавателям и студентам вузов транспорта СНГ свои электронные образовательные ресурсы. В электронном каталоге Научно-технической библиотеки МИИТа свыше 300 тыс. наименований, 27 тыс. учебников и 11 тыс. методических пособий в полнотекстовом объеме. Все они находятся в открытом доступе не только для преподавателей и студентов, но и для представителей транспортных компаний и ведомств государств Содружества.
Секция совета по среднему профессиональному образованию стала центром притяжения для учебных заведений Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, которые настроены на интеграцию с российской Ассоциацией колледжей и техникумов транспорта (АСКИТТ), действующей на базе МИИТа.
С нетерпением ждем результатов деятельности недавно сформированной секции по науке и инноватике. Главная ее задача – сформировать программу научно-технических работ вузов транспорта, необходимость реализации которой будем отстаивать перед руководством исполкома КТС СНГ.

– Каковы идеологические ориентиры деятельности совета?
– Как я уже говорил, бывшие советские республики – государства СНГ – это сфера повышенных государственных интересов России. И наша локальная идеологическая платформа – способствовать формированию мощного пула заинтересованных друг в друге, доброжелательных партнеров. И на это не должны влиять временные потрясения в отдельных государствах Содружества.

– Планирует ли совет расширять сферу своей деятельности?
– Формат сотрудничества определяют внутренние процессы в СНГ.
Сегодня наша базовая ячейка – уже не Таможенный союз, а Евразийский экономический союз. Приоритеты сотрудничества вузов в рамках этого объединения будут определены на очередном заседании совета в октябре нынешнего года в Астане (Казахстан).
Еще несколько лет назад эти заседания вызывали интерес у представителей стран Балтии. Он существует и в наше время, но политические факторы мешают полезному общению. Уверен, что временно.
Мы всегда использовали, и будем это делать впредь, площадки крупных международных транспортных форумов. Особенно ценными в этом плане считаю проводимые ОАО «РЖД» ежегодные Международные железнодорожные бизнес-форумы «Стратегическое партнерство 1520».
Ассоциация вузов транспорта и другие организации транспортников продуктивно сотрудничают с Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международным союзом железных дорог, Координационным советом по транссибирским перевозкам. Совет будет подключаться к этой работе.
Эта колея проложена не нами, но ведет к общей цели, достижение которой авторитет и ресурсы совета могут приблизить.
Наконец, есть и более широкие поля для дальнейшей интеграции вузов и НИИ транспорта стран СНГ. Имею в виду глобальные организации – БРИКС, ШОС, членами которых являются государства Содружества.
Такие экономические союзы неизбежно требуют интеграции экономик и транспортных систем государств-партнеров. Специалисты, которые эту интеграцию будут обеспечивать, должны говорить на одном инженерно-техническом языке. А ведь главная цель деятельности нашего совета в этом и состоит.
Наука | Интеграция

Реплика
Сегодня наша базовая ячейка – уже не Таможенный союз, а Евразийский экономический союз. Приоритеты сотрудничества вузов в рамках этого объединения будут определены на очередном заседании совета в октябре нынешнего года в Астане (Казахстан). Еще несколько лет назад эти заседания вызывали интерес у представителей стран Балтии. Он существует и в наше время, но политические факторы мешают полезному общению. Уверен, что временно.

Автор: Елена Кудрявцева

ТЭГИ: НАУКА | ИНТЕГРАЦИЯ | ПЕРСОНА | ОБРАЗОВАНИЕ

Новости

Все новости

Реклама на сайте

Новости по теме «Персона»